Информация об авторе:
Гачева А.Г.
Анастасия Георгиевна Гачева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5453-0881
E-mail:
Аннотация:
Представлены вехи общения и основные темы духов- но-творческого диалога М.М. Пришвина и философа, поэта, эстетика А.К. Горского, одного из ярких представителей русской активно-христианской мысли. В 1920-е гг. стремление Горского актуализировать «Философию общего дела» Н.Ф. Федорова, расширить на ее основе духовные горизонты строительства нового мира, призыв к единству творчества и аскетики, «подвига искусства» и «искусства подвига», идея творческой метаморфозы любви вызывают неравнодушную реакцию в дневниках Пришвина, вступают в перекличку с его собственными размышлениями об эросе и поле, перспективах большевизма и «общем деле» воскрешения отцов. Горский трактует роман Пришвина «Кащеева цепь» в контексте представления о кризисе символизма и поиска новых путей жизнетворческого действия, опирающегося на принципы активного христианства. Пришвин для Горского воплощает тип художника-вестника, восходящего от «адамизма» к «литургизму», а Горский для Пришвина - тип христианского деятеля, который преодолевает косность официального православия, его пассивность и уклон в потусторонность. В эпоху репрессий Пришвин меняет свое отношение к представлению Горского о необходимости трансформации советской идеологии на основе «Философии общего дела»; в отличие от Горского, стремящегося высказать свое слово, в конце 1930-х гг. писатель избирает позицию «молчания», понимая это молчание как род подспудного действия, однако в годы Великой Отечественной войны вновь возвращается к идее религиозно-нравственного обновления коммунизма.