Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

 Информация об авторе: 

Анастасия Георгиевна Гачева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5453-0881

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Представлены вехи общения и основные темы духов- но-творческого диалога М.М. Пришвина и философа, поэта, эстетика А.К. Горского, одного из ярких представителей русской активно-христианской мысли. В 1920-е гг. стремление Горского актуализировать «Философию общего дела» Н.Ф. Федорова, расширить на ее основе духовные горизонты строительства нового мира, призыв к единству творчества и аскетики, «подвига искусства» и «искусства подвига», идея творческой метаморфозы любви вызывают неравнодушную реакцию в дневниках Пришвина, вступают в перекличку с его собственными размышлениями об эросе и поле, перспективах большевизма и «общем деле» воскрешения отцов. Горский трактует роман Пришвина «Кащеева цепь» в контексте представления о кризисе символизма и поиска новых путей жизнетворческого действия, опирающегося на принципы активного христианства. Пришвин для Горского воплощает тип художника-вестника, восходящего от «адамизма» к «литургизму», а Горский для Пришвина - тип христианского деятеля, который преодолевает косность официального православия, его пассивность и уклон в потусторонность. В эпоху репрессий Пришвин меняет свое отношение к представлению Горского о необходимости трансформации советской идеологии на основе «Философии общего дела»; в отличие от Горского, стремящегося высказать свое слово, в конце 1930-х гг. писатель избирает позицию «молчания», понимая это молчание как род подспудного действия, однако в годы Великой Отечественной войны вновь возвращается к идее религиозно-нравственного обновления коммунизма.

  • Ключевые слова: творчество М.М. Пришвина, А.К. Горский, мировоззренческий и творческий диалог, идеал строительства нового мира, большевизм, пути христианства, философия Н.Ф. Федорова, искусство как преображение, литургизм.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу