Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

 Информация об авторе: 

 

Александр Александрович Медведев - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет, ул. Ленина, д. 23, 625003 г. Тюмень, Россия.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7450-5373

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье рассматривается францисканский слой в творчестве М.М. Пришвина 1908-1953 гг. (рассказ «Про зверя ужасного вида», повесть «Жень-шень», книга «Золотой Рог», «Дневник», «Незабудки», «Глаза земли», записная книжка), выявляются прямые и скрытые отсылки к образу св. Франциска Ассизского и францисканским текстам («Гимн Брата Солнца», «Первое житие» Фомы Челанского, «Цветочки св. Франциска»). Образ св. Франциска возникает в текстах Пришвина в кризисные моменты русской истории (1908, 1917, 1933, 1937, 1953), становясь не только литературным, но экзистенциальным и жизнетворческим ответом писателя на вызовы времени. Францисканское переживание природы в ее персоналистичной уникальности становится одним из важнейших источников главного жизнетворческого (духовная практика) принципа Пришвина («родственное (милующее) внимание»), рождающего в душе ощущение счастья. В 1940-е гг. Пришвин возвращается к культурному мифу о св. Франциске как ренессансной личности, сложившемуся в русском религиозно-философском Ренессансе рубежа ХIХ-ХХ вв.; в этом мифе св. Франциск своим приятием и оправданием мира как Божьего творения преодолевает средневековый аскетический дуализм (материя как зло, разрыв плоти и духа) и выражает гуманистические ценности, тем самым соединяя Бога и мир, христианство и природу, христианство и культуру. Св. Франциск становится одним из ключевых онтологических источников пришвинской концепции целостности бытия (единство земного и небесного). С францисканской персоналистической позиции (встречи со звездой, каплей росы и незабудкой) Пришвин полемизирует с позитивистским взглядом на вселенную (Г. Спенсер-Джонс), разрушающим христианский и романтический миф о живом космосе. Со св. Франциском Пришвина сближает радость как ключевой концепт его жизнетворчества. Ориентируясь на образ св. Франциска, Пришвин выстраивает свою жизнетворческую стратегию в трагическом ХХ в. Подводя итог своей жизни, писатель определяет эту стратегию и миссию онтологически в духе св. Франциска («жизнь есть счастье»).

  • Ключевые слова: М.М. Пришвин, св. Франциск Ассизский, жизнетворчество, рецепция св. Франциска Ассизского в России.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу