Информация об авторе:
Медведев А.А.
Александр Александрович Медведев - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет, ул. Ленина, д. 23, 625003 г. Тюмень, Россия.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-7450-5373
E-mail:
Аннотация:
В статье рассматривается францисканский слой в творчестве М.М. Пришвина 1908-1953 гг. (рассказ «Про зверя ужасного вида», повесть «Жень-шень», книга «Золотой Рог», «Дневник», «Незабудки», «Глаза земли», записная книжка), выявляются прямые и скрытые отсылки к образу св. Франциска Ассизского и францисканским текстам («Гимн Брата Солнца», «Первое житие» Фомы Челанского, «Цветочки св. Франциска»). Образ св. Франциска возникает в текстах Пришвина в кризисные моменты русской истории (1908, 1917, 1933, 1937, 1953), становясь не только литературным, но экзистенциальным и жизнетворческим ответом писателя на вызовы времени. Францисканское переживание природы в ее персоналистичной уникальности становится одним из важнейших источников главного жизнетворческого (духовная практика) принципа Пришвина («родственное (милующее) внимание»), рождающего в душе ощущение счастья. В 1940-е гг. Пришвин возвращается к культурному мифу о св. Франциске как ренессансной личности, сложившемуся в русском религиозно-философском Ренессансе рубежа ХIХ-ХХ вв.; в этом мифе св. Франциск своим приятием и оправданием мира как Божьего творения преодолевает средневековый аскетический дуализм (материя как зло, разрыв плоти и духа) и выражает гуманистические ценности, тем самым соединяя Бога и мир, христианство и природу, христианство и культуру. Св. Франциск становится одним из ключевых онтологических источников пришвинской концепции целостности бытия (единство земного и небесного). С францисканской персоналистической позиции (встречи со звездой, каплей росы и незабудкой) Пришвин полемизирует с позитивистским взглядом на вселенную (Г. Спенсер-Джонс), разрушающим христианский и романтический миф о живом космосе. Со св. Франциском Пришвина сближает радость как ключевой концепт его жизнетворчества. Ориентируясь на образ св. Франциска, Пришвин выстраивает свою жизнетворческую стратегию в трагическом ХХ в. Подводя итог своей жизни, писатель определяет эту стратегию и миссию онтологически в духе св. Франциска («жизнь есть счастье»).