Об авторе:
Аннотация
В статье описан феномен так называемой «демократической усадь- бы», взявшей на себя функцию «культурного гнезда». Демократичность, в соответствии с русской традицией, восходящей к дискурсу интеллигенции XIX в., отождествляется с плебейским, разночинным происхождением обитателей усадьбы. Указанная проблема рассматривается на материале художественной культуры Кракова конца XIX — начала ХХ в. В эпоху модернизма, на волне неоромантического увлечения проблемами национального духа и «органичного» быта простонародья, в Западной Галиции, являвшейся одной из провинций Австро-Венгрии, появились такие формы усадебного быта, которые можно назвать исключительными, уникальными на фоне иных проявлений демократизации усадьбы. Краковские художники, а затем поэты и драматурги, открыв для себя красоту села Малое Броновице, расположенного неподалеку от Кракова, и пленившись народными костюмами и красотой деревенских девушек, один за другим женились на них и переселялись в деревенские избы, в то же время преображая последние в настоящие «культурные гнезда». Одна из таких свадеб — поэта Люциана Рыделя и дочери сельского старосты Ядвиги Миколайчик — вдохновила выдающегося художника и драматурга Станислава Выспяньского на создание самой известной национальной драмы эпохи модернизма — пьесы «Свадьба» (1901). В этом произведении среди прочего изображена трагедия взаимного непонимания народа и интеллигенции, препятствующая польскому национальному возрождению и в конечном счете восстановлению независимости страны. Автор статьи стремится доказать, что «демократическая усадьба» служила не только необходимому опрощению образованного слоя общества, но и привнесению высокой, по сути дела столичной культуры в быт и сознание низших слоев населения Польши.