Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Об авторе:

Анастасия Георгиевна Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5453-0881

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Глава посвящена анализу художественного богословия Ф.М. Достоевского в контексте традиции нравственного истолкования догмата, которая сложилась в русской мысли XIX – первой трети XX века. Характерной чертой этой традиции было стремление преодолеть разрыв между храмовым и внехрамовым, между догматикой и этикой, сделать истину веры правилом жизни. Показано становление идеи единства догмата и заповеди в творчестве А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, митр. Антония (Храповицкого), проведены параллели с Ф.М. Достоевским. Рассматривается понимание Достоевским двух главных христианских догматов — догмата Троицы и догмата о двух природах и двух волях во Христе. Неслиянно-нераздельное единство Божественных ипостасей предстает у Достоевского как образец совершенного взаимодействия личностей, как норма социальных союзов, как модель всеединого человечества, где правда личности примирена с правдой целого. С точки зрения тринитарной проблематики анализируются дневниковые фрагменты 1864 г. «Маша лежит на столе…» и «Социализм и христианство». По Достоевскому, когда личность выходит к другому, вступает в «я» — «ты» отношение, обращается к другому как лицу, а не функции, стремится отдавать, а не брать, она осуществляет в своей жизни тайну Троицы, исповедует ее не просто устами, но делом. Искажением принципа Троицы являются атомарность, антиномизм, дуализм, а его воплощением — идея «расширяющегося семейства, общества-Церкви, мира как храма. Рассмотрена христология Достоевского.Выявлено, что представление писателя о Христе как «идеале че- ловека во плоти» должно рассматриваться не в контексте утопической мысли, а как выражение святоотеческой максимы: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились». Показано, как утверждение равноправности двух природ, Божественной и человеческой, во Христе влияет на антропологию и историософию Достоевского. Рассмотрены взгляды современников писателя и философов и богословов первой трети XX в., развивавших идею нравственного истолкования догматов о Троице и о Богочеловечестве: архим. Феодора (Бухарева), еп. Иоанна (Соколова), Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, архим. Антония (Храповицкого), В.И. Несмелова, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, Н.О. Лосского, А.К. Горского, матери Марии (Е.Ю. Кузьминой- Караваевой). 

  • Ключевые слова: творчество Ф.М. Достоевского, художественное богословие, догматика, этика, нравственная идея догмата, тринитарный догмат, христология, философский и богословский контекст.