Об авторе:
Ксения Владимировна Ворожихина — старший научныйсотрудник, Институт философии Российской академии наук.
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена истокам и рецепции понятий всечеловеческого и всечеловека в творчестве позднего Ф.М. Достоевского. Книга Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» привлекла внимание писателя, так как в ней содержались идеи, созвучные его собственным мыслям об особой роли России, призванной объединить славян. Однако программа Достоевского в значительной степени отличалась от концепции Данилевского, у которого религия оказывалась «оторванной» от политики, вместо того, чтобы освящать ее и указывать на идеал развития государства, истории и человечества; Данилевский считал неизбежной борьбу России с Европой, а писатель верил в возможность построения новых отношений со странами Западной Европы на христианских братских началах. При этом Достоевский принимал различение всечеловеческого и общечеловеческого, введенное автором «России и Европы». Идеи универсализма и всечеловечности складывались не без влияния младшего современника писателя молодого философа В.С. Соловьева. Историософские взгляды Достоевского, казавшиеся его первоначальной аудитории слишком наивными, лишенными трезвого реализма, были совершенно иначе восприняты и усвоены мыслителями Серебряного века и евразийцами. С помощью категории всечеловеческого В.Ф. Эрн, Вяч.И. Иванов осмысляли современные им исторические события, революции и войны. Евразийцы, которым сперва была ближе концепция Данилевского с его обособленными, замкнутыми культурно-историческими типами, впоследствии пришли к религиозному пониманию истории в духе А.С. Хомякова, В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского и др.