Об авторе:
Ольга Алимовна Богданова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел русской литературы конца XIX – начала XX в., Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7004-498X
E-mail:
Аннотация:
В статье исследуются метаморфозы образа Петербурга, созданного Ф.М. Достоевским, в литературе Серебряного века, в частности в полузабытой, но знаковой повести крупного писателя-символиста Г.И. Чулкова «Осенние туманы» (1916). Показано, что, с одной стороны, художественный опыт Чулкова вплетается в общую для Серебряного века тенденцию «переписывания классики», впервые отмеченную Д.М. Магомедовой, с другой — доказывается, что «Осенние туманы», прежде всего ориентированные не на «великое пятикнижие» Достоевского с героем-идеологом в центре каждого произведения, а на синтетический образ Петербурга в романе «Униженные и оскорбленные» (1861), вбирающий в себя положительные коннотации раннего творчества писателя-классика и обличительные — позднего, являются наиболее полным полемическим завершением культурного диалога с Достоевским в конце «петербургско- го периода» русской истории. Указывается на превращение мифологизи- рованных образов Достоевского в элементы символистской и — шире — модернистской поэтики, отказ от психологизма и переосмысление историософских пророчеств писателя XIX в. Таким образом, «Осенние туманы» — это восстановленное звено «петербургского текста» русской литературы на изломе культурно-исторических эпох, имеющее, в контексте известных произведений на ту же тему И.Ф. Анненского, Д.С. Мережковского, А. Белого, А.А. Блока и др. современников Чулкова, бесспорную ценность благодаря заключенным в нем многогранным смыслам.