Об авторе:
Александр Леонидович Ренанский — профессор кафедры театрального творчества, Белорусский государственный университет культуры и искусств.
E-mail:
Аннотация:
В статье осмыслен первый опыт сценического прочтения романа Достоевского «Братья Карамазовы» в Московском Художественном театре (1910). Описан процесс работы Вл.И. Немировича-Данченко над инсценировкой романа и его сценическим воплощением. Рассмотрены принципиальные для мирового театра художественные открытия, которые произошли в процессе работы над спектаклем: новые драматургические приемы инсценизации большой литературы, новые, «кинематографические» принципы монтажа игровых сцен, самому кинематографу тогда еще неведомые, радикальное переосмысление традиционной темпоральной структуры сценического действия, новаторское для мирового театра введение в спектакль Чтеца, позволившее соединить драматическое действие с эпической повествовательностью и предвосхитившее эпический театр будущего. Общественная реакция на постановку «Братьев Карамазовых» вылилась в острую и длительную полемику ведущих политических и литературно-художественных группировок, выявив при этом не только углубившуюся поляризацию в отношениях к творчеству Достоевского, но и обширную симптоматику духовного состояния русского общества в предреволюционную пору.