Об авторе:
Татьяна Георгиевна Магарил-Ильяева — научный сотрудник научно-исследовательского центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7521-1898
E-mail:
Аннотация:
Раннее творчество Достоевского практически исключено из области, формирующей представление о богословской системе писателя. Поэтому в задачи данной главы входит «восстановить в правах» данный период и ввести его в абрис целостной картины богословия писателя, причем не на уровне отдельных текстов, а за счет выявления общей подкладки духовного мировидения автора в то время. В работе рассматриваются причины того, почему онтологический уровень ранних произведений Достоевского считывается со значительно большими трудностями, нежели в случае зрелого творчества. Описывается духовный контекст эпохи, в которую происходило формирование молодого Достоевского, выявляются ее ключевые им- пульсы, оказавшиеся наиболее значимыми для будущего писателя. Проводится ана- лиз переписки Достоевского с братом конца 1830-х годов, в которой ставятся самые глубокие вопросы о судьбе человека в мире, где духовное и материальное оказалось в радикально неравных положениях, о соотношении земного и божественного, о проявлении духа, скованного материей, о Богопознании в наличествующей действительности. Поставленные вопросы вводятся в контекст философско-мистической мысли того времени. В заключительной части главы показано, каким образом духовные искания юношеских лет трансформировались в художественное творчество 1840-х годов, став средством поиска пути духовного преображения человека.