Об авторе:
Ирина Борисовна Павлова — доктор филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена лексико-стилистическому анализу сцены предсмертного сна князя Андрея, которая заключает в себе ряд сложных онтологических, экзистенциально-психологических проблем. Подробно рассматривается ритмическая организация эпизода, ключевые образы-символы оно/смерть, дверь, сон, зеркало, белый цвет, связанные с концепцией смерти Толстого, проводятся параллели с такими произведениями русской классической литературы, как «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского. Автор статьи уделяет особое внимание работам В.В. Виноградова, А.А. Потебни. Осуществленные наблюдения расширяют представления об амбивалентных танатологических взглядах художника, которые перекликаются как с христианскими, так и с античными, буддийскими, даосскими представлениями, с идеями Шопенгауэра, позволяют глубже проникнуть в трактовку Толстым судьбы одного из центральных героев романа-эпопеи. Сцена предсмертного сна князя Андрея подготавливает читателя к сновидению его сына, в котором герой предстает в инобытии, без образа и формы.