Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Об авторе:

Валерия Геннадьевна Андреева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры Отечественной филологии, Костромской государственный университет, ул. Дзержинского, д. 17, 156005 г. Кострома, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4558-3153

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье рассматривается роль второстепенных и третьестепенных героев романа «Анна Каренина» Л.Н. Толстого в создании художественного целого произведения, в иллюстрации типичности и уникальности жизненных ситуаций, выявлении глубин человеческой психики. Изучение сложной переклички образов, рассмотрение параллелей между персонажами, анализ сходств героев в итоговом тексте и вариантах, а также некоторых эпизодов, не вошедших в роман, позволяет показать движение мысли писателя и его отношение к персонажам, уяснить авторскую систему ценностей. Как и в более ранних произведениях, в «Анне Карениной» Толстой изображает душевный мир человека и подробно освещает внутреннюю борьбу личности. Но при создании «Анны Карениной» писатель обратился не к частным противопоставлениям героев, а попытался создать иерархию, вмещающую все человеческие качества и черты, основав ее на единственно возможной, обнимающей всё божественной идее. Автор работы сопоставляет образы и поведенческие характеристики второстепенных героев в окончательном тексте и черновых материалах, отмечая несколько значимых фигур и ситуаций, не включенных писателем в роман.

  • Ключевые слова: Л.Н. Толстой, система персонажей, сюжетные линии, герой, психологизм, художественный мир, ассоциативные сцепления, варианты романа, художественные параллели, мотив.