Об авторе:
Ольга Анатольевна Казнина — доктор филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0014-1298
Аннотация:
В статье анализируется оценка соотношения понятий «добра» и «красоты» в учении Толстого на материале его статей об искусстве, переписки, дневников, произведений религиозно-философской публицистики. Как и многих мыслителей в истории философии и эстетики, Толстого занимала проблема единства и противоположности «добра» и «красоты» в жизни, в культуре и искусстве. В статьях об искусстве он выразил резкое неприятие отождествления «добра» и «красоты», критически развенчивая эвдемоническое понимание целей искусства в просветительской эстетике. В то же время писатель высказывал и противоположное суждение, утверждая, что в понимании добра интуитивное чувство красоты не менее существенно, чем рациональные доводы морали. В статье показано, что причиной этого противоречия являются разные способы познания, в равной мере присущие писателю: целостное художественное видение и рационалистическая аргументация. Между двумя типами познания в его наследии существует неразрывная связь: рациональная мысль ведет спор с интуицией, но при этом открытия художественного гения и аргументирующего разума дополняют друг друга. Подход Толстого к искусству рассматривается в статье как одно из направлений его духовных исканий, показана взаимосвязь его эстетических взглядов с религиозно-этическим учением. Раскрывается преемственность эстетических идей Толстого с учениями предшественников — от античности до романтизма, а также соотношение его взглядов с идеями современников, в том числе Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева. В статье приводятся отклики представителей русской религиозно-философской мысли на проблему «добра» и «красоты», а также суждения о Толстом мыслителей, признававших в нем одновременно мистика-созерцателя и рационалиста.