Об авторе:
Ольга Владимировна Сливицкая — доктор филологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Дворцовая наб., д. 4, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5109-855X
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена той роли, которую в постижении внутреннего мира бунинского героя играет внешняя изобразительность. Феномен внешней изобразительности в мире Бунина многократно привлекал к себе внимание критиков и исследователей, однако его функция еще нуждается в определении и уточнении. Проблема рассматривается в сопоставлении с психологическим анализом Л.Н. Толстого. Хотя Бунин — художник толстовской ориентации, ему чужда «диалектика души». Если у Толстого изображение внешнего мира служит толчком к прояснению внутреннего состояния героя, то у Бунина оно обладает большей независимостью и призвано показать чувственный мир во всем его богатстве и полноте. Создаваемая Буниным реальность вводит читателя в состояние «повышенной жизни». Находящийся в этом состоянии читатель расширяет свое сознание и понимает душевную жизнь литературного героя настолько, что не нуждается в ее анализе или авторском комментарии. Для этого бывает достаточно и «фрактала», т. е. фрагмента, заключающего в себе закономерности всего текста в целом. Для анализа привлекаются рассказы Бунина «Заря всю ночь», «Поздний час», повесть «Митина любовь» и книга «Жизнь Арсеньева».