Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Об авторе:

Ольга Владимировна Сливицкая — доктор филологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Дворцовая наб., д. 4, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5109-855X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Статья посвящена той роли, которую в постижении внутреннего мира бунинского героя играет внешняя изобразительность. Феномен внешней изобразительности в мире Бунина многократно привлекал к себе внимание критиков и исследователей, однако его функция еще нуждается в определении и уточнении. Проблема рассматривается в сопоставлении с психологическим анализом Л.Н. Толстого. Хотя Бунин — художник толстовской ориентации, ему чужда «диалектика души». Если у Толстого изображение внешнего мира служит толчком к прояснению внутреннего состояния героя, то у Бунина оно обладает большей независимостью и призвано показать чувственный мир во всем его богатстве и полноте. Создаваемая Буниным реальность вводит читателя в состояние «повышенной жизни». Находящийся в этом состоянии читатель расширяет свое сознание и понимает душевную жизнь литературного героя настолько, что не нуждается в ее анализе или авторском комментарии. Для этого бывает достаточно и «фрактала», т. е. фрагмента, заключающего в себе закономерности всего текста в целом. Для анализа привлекаются рассказы Бунина «Заря всю ночь», «Поздний час», повесть «Митина любовь» и книга «Жизнь Арсеньева».

  • Ключевые слова: И.А. Бунин, Л.Н. Толстой, литературная традиция, психологизм, проза.