Об авторе:
Юлия Григорьевна Морозова — кандидат филологических наук, доцент, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, ул. Делегатская, д. 20/1, 127473 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6655-3607
E–mail:
Аннотация:
В статье на материале очерков книги И.А. Бунина «Тень Птицы» («Иудея» и «Геннисарет»), стихотворений 1906–1907 гг. («Авраам», «Звездопоклонники», «Источник звезды. Из сирийского апокрифа», «Гробница Рахили», «Иерусалим», «Храм Солнца») и воспоминаний В.Н. Муромцевой-Буниной о паломничестве на Святую Землю в 1903– 1909 гг. воссоздается описание Вифлеема, символические и топонимические приметы города. Указывается жанровое, художественное, композиционное своеобразие произведений, посвященных Иудее. Отдельное место в статье отведено Вифлеемскому храму и образу волхвов, происхождение которых (в историко-культурном контексте) связано с древнейшими народами — представителями сабейской культуры. Предприняты попытки семантической реконструкции основных библеизмов и словоформ, связанных с древнейшими местами Иудеи и Вифлеема. Указывается, что за художественными описаниями природы и истории Святой Земли в бунинских текстах раскрываются историософские взгляды писателя, важные концептуальные положения, как, например, тема памяти, цикличности жизни и мирового развития, идея мирового круга. Рассматривается цветовая символика и семиотика ландшафта Вифлеема и его окрестностей. Рассматриваются библейские персонажи, с которыми связана история города, его артефакты, понятия, воссоздающие облик древней синкретичной культу- ры, — Руфь, Давид, Рахиль, Дева Мария, Христос. В заключение делается вывод о том, что образ Вифлеема является собирательным, «мозаичным», порождающим разные его прочтения и расширяющим и без того сложное герменевтическое поле бунинских текстов и их вариантов.