Об авторе:
Анастасия Анатольевна Журавлева — кандидат филологических наук, заместитель директора по научной работе, Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово», село Мелихово, городской округ Чехов, 142326 Московская область, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6337-6668
Аннотация:
В статье предпринята попытка выделить и описать один из приемов художественного воплощения чеховского хронотопа «большого города» (по определению И.Н. Сухих), пришедшего на смену «усадебному» и шире — эпическому, патриархально-деревенскому хронотопу русской классики. Таким приемом в поэтике Чехова становится введение в структуру произведений общих воспоминаний героев, переосмысление их традиционных функций и выделение, заострение значения такой их характеристики, как культурно-психологическая общность. Под общностью воспоминаний понимается совпадение, тождественность, разделяемость картины прошлого всеми участниками коммуникации как на уровне фактологии событий, так и на уровне ценностного отношения к предмету воспоминания. На примере разных по времени создания и жанрам произведений писателя показывается, как возникающая или, наоборот, не возникающая общность воспоминаний героев становится маркером состоявшегося или не состоявшегося психологического контакта, знаком изменившейся структуры мира, ядром которого для Чехова, в отличие от И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и др. писателей-классиков, является «большой город» с его психологической неоднородностью и разомкнутостью. Усадьба изображается Чеховым сквозь призму нового доминантного хронотопа: «усадебный хронотоп» замещается хронотопом «большого города».