Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

220.00 руб.
  • DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0676-5
  • ISBN: 978-5-9208-0676-5
  • ISBN (books series): 978-5-9208-0635-2
  • Год выпуска: 2021
  • PDF

  • Усадьба реальная — усадьба литературная: векторы творческого преображения: Коллективная монография / сост., отв. ред. О.А. Богданова. — М.: ИМЛИ РАН, 2021. — 384 с. — (Серия «Русская усадьба в мировом контексте». Вып. 6). — https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0676-5
  • Отв. редактор: Богданова О.А.

Об ответственном редакторе:

Ольга Алимовна Богданова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел русской литературы конца XIX – начала XX в., Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7004-498X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В основе издания — сопоставление вариантов «усадебного топоса» в произведениях русской литературы и литературы других народов мира конца XIX — начала XXI в. с их реально-эмпирическими прототипами, которые жили в памяти и воображении творцов художественных образов. На материале произведений Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Г.И. Чулкова, Е.Н. Чирикова, А.А. Ахма- товой, В.В. Набокова, М.М. Пришвина, С.Н. Дурылина, Б.Л. Пастернака, Е.Р. Домбровской и других русских писателей выясняются закономерности преображения реальных элементов усадебного комплекса и фактов авторской биографии в детали предметной изобразительности и многослойную символику мира художественного произведения. Серьезно представленный компаративный аспект позволяет акцентировать в «усадебном топосе» универсальные черты, актуальные как для русской литературы, так и литератур Испании, Италии, Англии, Франции, Украины и других стран начиная с Античности. Также продолжено рассмотрение феномена русской дачи в отечественной литературе и культуре, начат анализ элементов «дачного топоса» и наполняющих его дискурсов. Коллективная монография вмещает статьи 23 авторов, распределенные по 6 проблемно-тематическим разделам, отражающим важнейшие «векторы творческого преображения» эмпирической данности: новации в сфере поэтики художественных произведений, анализ эго-документов и артефактов, междисциплинарную интеграцию, компаративные параллели и проч. Книга адресована профессионалам-гуманитариям, прежде всего филологам, и вместе с тем широкому кругу учащейся молодежи и заинтересованных читателей.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Богданова О.А. Живые корни литературных усадеб

 
Часть I
Чехов и другие

 

Андреева В.Г. Помещики и землевладельцы в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Доманский Ю.В. «Имение Раневской» и «усадьба Гаева»: к вопросу о номинациях места действия «Вишнёвого сада» А.П. Чехова

Журавлева А.А. Случай Чехова: мир русской усадьбы в хронотопе «большого города»

Михайлова М.В., Назарова А.В. «Мятежные усадьбы» Е.Н. Чирикова

Богданова О.А. «Усадебный текст» Георгия Чулкова: неомифология писательских имен в повести «Дом на песке»

 
Часть II
Поэтическая летопись русской усадьбы рубежа XIX–XX вв.

 

Жаплова Т.М. Предметная детализация как средство поэтизации усадебного быта в лирике И.А. Бунина 1890–1900-х гг.

Шевчук Ю.В. «Самонаблюдение» в пространстве: русская усадьба в лирике Анны
Ахматовой 1910-х гг.

Гриневич О.А. Соотношение факта и вымысла в «усадебном тексте» В.В. Набокова

 

Часть III
Русская усадьба в эго-документах и артефактах

 

Андрущенко Е.А. Формы поэтизации «усадебной культуры» в «Воспоминаниях Бориса Николаевича Чичерина»

Строганов М.В. Берновские предания: дворянская усадьба в воспоминаниях ее питомцев XX в.

Приложение. Воспоминания А.Н. Понафидиной, О.Н. Вульф, А.Н. Болт. Публикация М.В. Строганова

Фирсова А.В. «Сад Пастернака»: поэтическая матрица в ландшафте

 

Часть IV
Усадьбы советской эпохи

 

Пращерук Н.В. Усадьба Н.Е. Жуковского Орехово: «кормящий ландшафт» и музейная реальность (на материале книги Е.Р. Домбровской «Воздыхания окованных. Русская сага») 

Кнорре Е.Ю. «Китеж советского времени»: образ «небесной коммуны» в «усадебном мифе» М.М. Пришвина (на материале дневника писателя 1920–1950-х гг.)

Акимова М.С. Усадьба реальная и усадьба литературная в судьбе и творчестве С.Н. Дурылина

 

Часть V
Компаративные сюжеты

 

Кальво Мартинес Х.Л., Арсентьева Н.Н. Философия уединения (тема Beatus ille) в «усадебной» поэзии Европы: Гораций, Фрай Луис де Леон, И.А. Бунин

Дмитриева Е.Е. Сборник басен под открытым небом: состязание поэтов в Версальском лабиринте

Тоичкина А.В. П.А. Кулиш-хуторянин и его «хуторская философия» в историософской перспективе XXI в.

Велигорский Г.А. Голубые холмы и далекая музыка: образы тюрьмы и свободы в детской и автобиографической литературе Великобритании и России (усадебный контекст)

Молодяков В.Э. Усадьба Шарля Морраса Chemin de Paradis: конструирование смыслов

 

Часть VI
У истоков «дачного топоса»

 

Строганова Е.Н. Дачные сюжеты в женской прозе рубежа XIX–XX вв.

Мари Э. О понятии петербургского «дачного фольклора» конца XIX – начала XX в.

Список иллюстраций

Список принятых сокращений. Составитель Е.Ю. Живица

Указатель имен. Составитель Е.Ю. Живица

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу