Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Об авторе:

Елена Юрьевна Кнорре — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры философии и религиоведения, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Лихов пер., д.6, стр.1, 127051 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3272-8659 

Аннотация:

В статье впервые реконструируется образ «небесной коммуны» в «усадебном мифе» М.М. Пришвина на материале его дневников 1920–1950-х гг. В творчестве писателя образы сада, усадьбы, дачи воплощают идею космического хозяйствования человека. В ряде дневниковых записей прочитываются аллюзии на мысль А.П. Чехова «вся Россия — наш сад»; Пришвин переосмысляет эту метафору в контексте проблематики «социализма» в философии христианского персонализма А.А. Ухтомского, А.А. Мейера, А.К. Горского и др. В дневниках 1937 г. появляется образ «небесной коммуны», источником которого становится миф о Невидимом граде Китеже в культуре Серебряного века. Индивидуальный «усадебный миф» писателя в советский период также включает в себя аллюзии на религиозно-философские концепции А.С. Хомякова (Церковь как единый Бо- гочеловеческий организм) и В.С. Соловьева («всеединство» и «Богочеловечество»). Миф о «небесной коммуне» становится у Пришвина основой для сюжета о возвращении утраченного дома, прототипом которого является родительская усадьба Хрущево. Преображенный облик последней во многом воссоздан в дачно-усадебном имении в деревне Дунино, приобретенном Пришвиным в 1946 г. Дом в Дунине и ассоциированный с образом усадебной жизни сюжет собирания «вселенского дома» становятся основой «усадебного мифа» Пришвина в совет- ский период: топос усадьбы-дачи включается как в философские размышления автора о связи микрокосма и макрокосма, так и в ряд понятий «усадьба» — «общий дом» — «коммуна» — «природа» — «церковь».

  • Ключевые слова: «усадебный миф», дача, идеальная коммуна, невидимая церковь, Китеж, Невидимый град, философия природы, евангельский сюжет, дневники, всеединство, христианский персонализм.