Об авторе:
Елена Юрьевна Кнорре — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры философии и религиоведения, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Лихов пер., д.6, стр.1, 127051 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3272-8659
Аннотация:
В статье впервые реконструируется образ «небесной коммуны» в «усадебном мифе» М.М. Пришвина на материале его дневников 1920–1950-х гг. В творчестве писателя образы сада, усадьбы, дачи воплощают идею космического хозяйствования человека. В ряде дневниковых записей прочитываются аллюзии на мысль А.П. Чехова «вся Россия — наш сад»; Пришвин переосмысляет эту метафору в контексте проблематики «социализма» в философии христианского персонализма А.А. Ухтомского, А.А. Мейера, А.К. Горского и др. В дневниках 1937 г. появляется образ «небесной коммуны», источником которого становится миф о Невидимом граде Китеже в культуре Серебряного века. Индивидуальный «усадебный миф» писателя в советский период также включает в себя аллюзии на религиозно-философские концепции А.С. Хомякова (Церковь как единый Бо- гочеловеческий организм) и В.С. Соловьева («всеединство» и «Богочеловечество»). Миф о «небесной коммуне» становится у Пришвина основой для сюжета о возвращении утраченного дома, прототипом которого является родительская усадьба Хрущево. Преображенный облик последней во многом воссоздан в дачно-усадебном имении в деревне Дунино, приобретенном Пришвиным в 1946 г. Дом в Дунине и ассоциированный с образом усадебной жизни сюжет собирания «вселенского дома» становятся основой «усадебного мифа» Пришвина в совет- ский период: топос усадьбы-дачи включается как в философские размышления автора о связи микрокосма и макрокосма, так и в ряд понятий «усадьба» — «общий дом» — «коммуна» — «природа» — «церковь».