Сборник: Усадьба реальная — усадьба литературная: векторы творческого преображения
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0676-5-249-266
Год выпуска: 2021

PDF

Автор: Дмитриева Е.Е.

Об авторе:

Екатерина Евгеньевна Дмитриева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры сравнительной истории литератур, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9692-8329 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена одному из значимых элементов усадебного устройства Франции XVII в., наиболее яркое выражение нашедшему в парке знаменитой загородной резиденции французских королей — Версале, — и его отражению в литературе. Памятником Версальскому лабиринту, созданному в период правления Людовика XIV и уничтоженному в конце XVIII в. вместе с его уникальными фонтанами, иллюстрировавшими басни Эзопа, стали тексты литературные: переводы басен наиболее яркими французскими поэтами второй поло- вины XVII в. — Ж. Лафонтеном, Ш. Перро и И. Бенсерадом. Соперничество этих трех авторов за право словесно иллюстрировать фонтаны, один из которых, соб- ственно, и подал королю эту идею (Перро), рассматривается в статье в контексте двойственной символики лабиринта: пропедевтической и моралистической — и одновременно игриво-прециозно-эротической. Прохождение по лабиринту, как и по версальскому парку в целом, следует принципам игры в гусёк (Jeu de l`oie), истории которой посвящен отдельный раздел статьи.

Ключевые слова: символика лабиринта, Версальский лабиринт, Людовик XIV, Ла- фонтен, Бенсерад, Перро, игра в гусёк (Jeu de l`oie).