Сборник: Усадьба реальная — усадьба литературная: векторы творческого преображения
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0676-5-66-72
Год выпуска: 2021

PDF

Автор: Михайлова М.В., Назарова А.В.

Об авторах:

Мария Владимировна Михайлова — кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики, Московский государственный институт культуры.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Анастасия Викторовна Назарова — кандидат филологических наук, преподаватель кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3579-861X.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В статье анализируется своеобразие «усадебного топоса» в дореволюционных и эмигрантских произведениях Е.Н. Чирикова. Сопоставление его прозы и драматургии с предшествующей литературной традицией показывает, что в чириковском творчестве усадьба выполняет принципиально иную функцию. В литературе XIX в. она изображалась как место, где человек может обрести душевный покой и умиротворение (И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и др.), или, напротив, как пространство, которое оказывает разлагающее воздействие на хозяев и слуг (Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Для современников Чирикова — писателей Серебряного века (А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.Н. Толстого и др.) был характерен синтез «идеализирующего» и «критического» взглядов на роль усадьбы в истории и культуре России. В его же романах и «общественных драмах» пространство усадебного дома и сада становится ареной противостояния различных общественных групп, прежде всего дворянской либерально-демократической интеллигенции и народных масс. Художник показал, что в основе конфликта лежит борьба за землю, которая используется в качестве приманки для народа хозяевами усадеб, расчетливо играющими на многовековых мужицких мечтах о земельном переделе. Именно подобный обман и провокации привели, по убеждению Чирикова, к революционному взрыву 1917 г., уничтожившему в конечном итоге все «дворянские гнезда».

Ключевые слова: «усадебный топос», литературная традиция, «общественная драма», семейная хроника, революция, Гражданская война.