Сборник: Усадьба реальная — усадьба литературная: векторы творческого преображения
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0676-5-118-128
Год выпуска: 2021

PDF

Автор: Гриневич О.А.

Об авторе:

Ольга Артуровна Гриневич  (Гродно, Беларусь) — Ольга Артуровна Гриневич — магистр филологических наук, преподаватель кафедры русской филологии, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, ул. Ожешко, 22, 230023 г. Гродно, Республика Беларусь.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3831-805X  

Аннотация:

В статье рассматривается взаимодействие между фактом и вымыслом в «усадебном тексте» В.В. Набокова на трех уровнях семиозиса. Уровень семантики составляет система образов, мотивов и топосов, входящих в семантическое ядро «усадебного текста». Уровень синтактики формируют горизонтальные связи между элементами семантики, последовательность их реализации (например, сюжет), а также взаимодействие между текстом и контекстами. На уровне прагматики рассматриваются диалогические связи внутри сверхтекста (например, особенности субъектной структуры) и взаимодействие между разными художественными языками, образующими сверхтекст (вербальное и визуальное, художественное и документальное, поэзия и проза). Семантика «усадебной» поэзии Набокова связана с топосом воспоминания, преобразованием реального пространства усадьбы в пространство памяти и воображения. При этом действует механизм деконтекстуализации: внимание акцентируется не на исторических и культурных контекстах функционирования «усадебного топоса», а на личных воспоминаниях автора. В автобиографической прозе (роман «Другие берега», 1953–1954) наблюдается иное соотношение между текстом и контекстом: пространство усадьбы вписывается не только в биографический, но и в литературный контекст. На уровне прагматики наблюдается размывание межсемиотических границ, что приводит к активному взаимодействию между вербальным и визуальным, поэтическим и прозаическим художественными языками. Так, в романе «Дар» (1938) экфрастическая граница между реальностью и изображением размывается и в прозаическом тексте используется сюжет элегической прогулки, характерный для «усадебной» поэзии XIX в.

Ключевые слова: сверхтекст, «усадебный текст», семиосфера, семантика, синтак- тика, прагматика, В.В. Набоков.