Об авторе:
Аннотация:
В статье рассматривается взаимодействие между фактом и вымыслом в «усадебном тексте» В.В. Набокова на трех уровнях семиозиса. Уровень семантики составляет система образов, мотивов и топосов, входящих в семантическое ядро «усадебного текста». Уровень синтактики формируют горизонтальные связи между элементами семантики, последовательность их реализации (например, сюжет), а также взаимодействие между текстом и контекстами. На уровне прагматики рассматриваются диалогические связи внутри сверхтекста (например, особенности субъектной структуры) и взаимодействие между разными художественными языками, образующими сверхтекст (вербальное и визуальное, художественное и документальное, поэзия и проза). Семантика «усадебной» поэзии Набокова связана с топосом воспоминания, преобразованием реального пространства усадьбы в пространство памяти и воображения. При этом действует механизм деконтекстуализации: внимание акцентируется не на исторических и культурных контекстах функционирования «усадебного топоса», а на личных воспоминаниях автора. В автобиографической прозе (роман «Другие берега», 1953–1954) наблюдается иное соотношение между текстом и контекстом: пространство усадьбы вписывается не только в биографический, но и в литературный контекст. На уровне прагматики наблюдается размывание межсемиотических границ, что приводит к активному взаимодействию между вербальным и визуальным, поэтическим и прозаическим художественными языками. Так, в романе «Дар» (1938) экфрастическая граница между реальностью и изображением размывается и в прозаическом тексте используется сюжет элегической прогулки, характерный для «усадебной» поэзии XIX в.