Сборник: Усадьба реальная — усадьба литературная: векторы творческого преображения
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0676-5-285-304
Год выпуска: 2021

PDF

Автор: Велигорский Г.А.

Об авторе:

Георгий Александрович Велигорский — кандидат филологических наук, научный сотрудник лаборатории «Rossica: русская литература в мировом художественном контексте» Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4316-4630 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Во второй половине XIX в. под влиянием романтизма в детскую литературу Великобритании проникает дихотомия «город — деревня» (и ее вариант — «город — усадьба») — одна из древнейших дихотомий литературы взрослой. Противопоставленные друг другу деревня и город выводятся как замкнутые пространства, имеющие свои границы и допускающие возможность перемещения из одного в другое, нередко в форме побега. Эта дихотомия влечет за собой богатую метафорику, галерею образов, воплощающих границу между двумя мирами, а также манящих переступить за предел; она же порождает и новый тип персонажа, известного как непослушный ребенок (naughty child) и развивающегося в творчестве анализируемых нами авторов этого периода (Р.Л. Стивен- сона, Р. Джеффриса, К. Грэма, Б. Поттер). В рамках статьи мы систематизируем эти образы, а также прослеживаем их аналоги в детской и автобиографической литературе России.

Ключевые слова: усадьба, детская литература, романтизм, «непослушный ребенок», Р. Джеффрис, Р.Л. Стивенсон, К. Грэм, Б. Поттер, Ч. Кингсли, С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Л.Н. Андреев.