Об авторе:
Евгения Нахимовна Строганова — доктор филологических наук, профессор, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Институт славянской культуры, ул. Садовническая, д. 33, стр.1, 117997 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0288-4287
Аннотация:
Статья посвящена произведениям трех популярных писательниц конца XIX – начала XX в. — М.В. Крестовской («Ранние грозы»), А.А. Вербицкой («Вавочка») и Л.А. Чарской («Виновна, но…: Роман мятежной души»), в которых важное значение имеет «дачный топос». Во всех произведениях основные коллизии связаны с образами героинь, переживающих последнюю, запретную любовь, при этом существенную роль играют их отношения с подрастающими дочерьми. В статье рассматриваются особенности изображения «дачного топоса» как своеобразного пространства свободы, отменяющего принятые условности и снимающего этические ограничения. Вместе с тем тема сексуальных отношений, связанная с образами девушек, артикулирована только в текстах Вербицкой («Вавочка», «Чья вина?», «Наденька»), но ни в одном из них нет подчеркнуто откровенных эротических описаний. В изображении героинь-матерей сексуальный аспект не артикулирован, в их привязанности к мужскому персонажу доминирует не плотское, но эмоционально-духовное начало. Не случайно во всех произведениях рядом с образом матери оказывается образ дочери, которая становится своего рода нравственным мерилом (произведения Крестовской и Чарской) или преданность которой сильнее глубокого чувства к возлюбленному (роман Вербицкой).