Сборник: Усадьба реальная — усадьба литературная: векторы творческого преображения
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0676-5-94-105
Год выпуска: 2021

PDF

Автор: Жаплова Т.М.

Об авторе:

Татьяна Михайловна Жаплова (Оренбург, Россия) — доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой журналистики, Оренбургский государственный университет.

ORCID ID: 0000-0003-0278-5852.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье рассматриваются характерные для ранней лирики И.А. Бунина варианты предметной детализации и особенности ее функционирования. Автор прослеживает развитие образа усадьбы в стихотворениях 1887–1891 гг. — от пейзажных зарисовок до бытовых жанровых зарисовок из жизни молодого помещика, погружающегося в атмосферу русского «дворянского гнезда». В интерпретации Бунина усадебная обстановка обретает все более конкретные черты, наполняясь при этом особым смыслом и вызывая особые эмоции лирического героя, запоминающего увиденное и пережитое благодаря яркой детали предметного или природного мира. Акцентируя внимание на одной-двух скупых приметах помещичьего быта, автор статьи прослеживает, как, не вдаваясь в излишние подробности и балансируя между романтической и реалистической образностью, Бунин уже в первом поэтическом сборнике «Стихотворения 1887–1891 гг.» (1891) отходит от сложившихся в современной ему литературе канонов пейзажной и философской лирики и создает иную мифологему — усадебную. Трансформации образов способствовало дальнейшее обогащение контекста перечнями деталей-аксессуаров дворянской жизни и нарастание в стихотворениях 1890–1900‑х гг. деталей-подробностей, исчерпывающе характеризующих не только быт, но мировоззрение и психологию лирического героя, настроенного на деятельное, сознательное участие в происходящем на территории его родового «гнезда».

Ключевые слова: лирика, деталь, образ, усадьба, пространство, пейзаж, интерьер, мотив, атрибут.