Об авторе:
Юлия Вадимовна Шевчук — доктор филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3784-2100
Аннотация:
Объектом анализа в статье являются лирические произведения Анны Ахматовой дореволюционного периода (1904–1917). При исследовании специфики организации пространства усадьбы (Царского Села, Павловска, Слепнева) особый акцент сделан на проблеме субъектной организации лирики: «действительный», выраженный образ героини соотнесен с лирическим «я» наблюдателя, поле зрения которого шире, точка зрения надмирнее, а движение зрения семантически значимо. Тема природы звучит в ранней лирике поэта в связи с темами любви, творчества, искусства; своеобразие пространства раскрывается благодаря изучению системы мотивов и ключевых образов. С 1915 г. Ахматова серьезно задумывается над проблемой роли поэта и нового содержания поэзии в ситуации социально-исторической катастрофы. Пространство старинной русской усадьбы соотнесено с главной для нее темой времени, трагическое звучание которой придают мотивы необратимости прошлого, изгнания из рая, апокалипсиса.