Об авторе:
Ольга Александровна Блинова — кандидат филологических наук, внештатный научный сотрудник, исследовательский центр Европ-Евразии (EA4513), Национальный институт восточных языков и культур (INALCO), ул. де Гран Мулен, д. 65, 75214 Париж 13, Франция; группа восточных, славянских и нео-эллинистичских исследований (UR1340), Страсбургский университет, ул. Рене Декарт, д. 22, п/я 80010, 67084 г. Страсбург Cedex, Франция.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9829-7935
E-mail:
Аннотация:
Заимствованная у Аристотеля дихотомия мужского и женского начал широко использовалась представителями Серебряного века для толкования творчества, мира и бытия. Основываясь на анализе воплощений двух фундаментальных начал в поэзии З.Н. Гиппиус, статья показывает, как, скрываясь за видимым конформизмом, система образов, разработанная поэтессой, расшатывает существующие андроцентрические устои философско-артистической мысли своего времени. Выявлено, что подвижность, нестабильность гендерных границ достигается благодаря использованию двух основных приемов: первый заключается в присвоении отличительных атрибутов и качеств одного начала характерным носителям противоположного начала; второй — в сосуществовании в одном феномене или существе специфические качества обоих начал. Особое внимание в исследовании уделено использованию грамматического и, в частности среднего рода, которому Гиппиус отводит в своем художественном мире космогоническую роль хаоса. В заключение сделан вывод о том, что, соотносение хаоса со средним родом приводит к ослаблению исходной дихотомии фундаментальных начал и реабилитации женского начала.