Об авторе:
Ирина Карловна Стаф — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail:
ORCID ID: https://orcid.org/000-0003-3975-6617
Аннотация:
В статье рассматриваются изменения, которые претерпело понятие словесности во Франции XVI в. Позднесредневековое понимание поэзии как fabula, аллегорического вымысла, сменяется в середине столетия (у Т. Себилле, Ж. Пелетье дю Мана, Ронсара) платоновской идеей врожденного божественного дара. Представление о поэзии-философии, описывающей все возможные явления универсума, отныне служит предпосылкой для создания произведений, совершенных с формальной точки зрения. Меняется представление о соотношении поэзии и риторики, а также об образцах, которым должен подражать поэт. Списки канонических авторов превращаются в поэтический топос уже в конце Средневековья, однако под влиянием теорий Плеяды возникает повышенный интерес к фигуре «великого автора», символа национального языка и поэзии, появление которого означает достижение национальной культурой золотого века. Списки же в конце столетия трансформируются в первые попытки описать всю совокупность французской словесности («Французские библиотеки» Лакруа дю Мэна и А. Дювердье), а также ее историю (труд о старинных поэтах К. Фоше и VII книга «Разысканий о Франции» Э. Пакье). В ренессансных спорах и полемиках намечаются контуры как литературного канона, который получил воплощение в XVII в., так и исторического подхода к словесности.