Об авторе:
Марина Станиславовна Рогачевская — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры зарубежной литературы, Минский государственный лингвистический университет, ул. Захарова, д. 21, 220034 г. Минск, Республика Беларусь.
E-mail:
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1000-4238
Аннотация:
Развитие художественной литературы и науки, ее осмысливающей, проходило параллельно. Человеческое сознание — это одновременно инструмент осмысления мира и его художественного изображения, а также — объект познания человеком при постижении своего внутреннего мира. Сознание изображалось в художественной литературе, начиная от представления его в качестве материальной субстанции в Средневековье, через называние эмоций, через расширение диапазона изображаемых чувств в литературе Возрождения, через повествование от первого лица и отождествление мысли и слова — к открытию подсознательного и способов его представления в эпоху модернизма, к отождествлению процессов сознания и принципов работы искусственного интеллекта в постмодернистский период. Сознание как инструмент стало объектом художественного исследования в ХХ в., что привело также к возникновению жанра романа сознания. Английский писатель и критик Д. Лодж в своей работе «Сознание и роман» изложил основные постулаты о человеческом сознании, привлекая внимание к сближению художественной литературы и науки, а также литературы и истории ее изучения.