Об авторе:
Юлия Сергеевна Патронникова — кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail:
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1669-1411
Аннотация:
В статье рассматривается критический анализ литературы Сейченто, предпринятый генуэзцем Франческо Фульвио Фругони в главном сочинении его жизни «Пес Диогена» (1687–1689), а точнее в наиболее известном десятом рассказе «Суд Критики». Суждения об авторах и их произведениях представлены в виде аллегорического рассказа о суде Критики над книгами. Он проходит в храме Аполлона на горе Парнас, куда главный герой — пес по имени Саэтта, принадлежащий философу-кинику Диогену, — попадает после долгих скитаний.
Литература воспринимается Фругони широко — как совокупность текстов, поэтому на суде рассматриваются типологически разные сочинения. По преимуществу это романоязычные тексты первой половины XVII в. (автор, видимо, делится лишь теми знаниями, что получил во время учебы и путешествий). Многие известные фигуры Сейченто остаются вне поле зрения.
Ключевым критерием при оценке текста является соотношение в нем приятного и полезного. Под «приятным» подразумевается цветистый стиль изложения; под «полезным» — некое назидание или послание. При всех недостатках барочных мастеров Фругони убежден в образцовости его эпохи.
Несмотря на неполноту и пристрастный характер, литературный обзор Фругони — важный источник сведений об истории и теории литературы Сейченто, а также, будучи образцом критического анализа текстов, является вкладом в процесс становления истории литературы как самостоятельной области знания. Ключевые слова: Франческо Фульвио Фругони, Пес Диогена, Суд Критики, барокко, Сейченто, история литературы.