Об авторе:
Наталья Валерьевна Налегач — доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и русской литературы ХХ века, Кемеровский государственный университет, ул. Красная, д. 6, 650000 г. Кемерово, Россия.
E-mail:
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1214-7363
Аннотация:
На рубеже XIX–XX вв. в связи с реформой образования и спором о двух его моделях — классической и реальной — произошел не только пересмотр учебных планов гимназий, прогимназий и реальных училищ, но и наметились изменения в подходах к составлению учебных книг и комплектов. Это коснулось и таких основополагающих дисциплин, как «История русской словесности». Среди предлагаемых новых концепций учебника по дисциплине обращает на себя внимание опыт проф. А.И. Незеленова, положившего в основание своего видения курса идею вовлечения гимназистов в учебную и впоследствии научную работу посредством отказа от сухости изложения в сторону занимательности текста. При этом важным является момент гармоничного сочетания принципов занимательности и научности, что было достигнуто в следовании историко-литературному и биографическому подходам при выстраивании сквозного «сюжета» учебника через обозначение цели изучения дисциплины как постижения духовного опыта и развития русского народа, выражающегося в жизни и творчестве выдающихся поэтов, самыми значительными из которых, по мнению А.И. Незеленова, являются А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Принцип занимательности, реализованный в учебнике, предполагал обращение к таким новым на то время формам изложения в его тексте, как соединение историко-литературного факта с воображаемой его прорисовкой в виде приписывания народу или описываемым авторам тех или иных мыслей и чувств при создании рассматриваемых в учебнике произведений. Этому же принципу способствует и пересказ художественных произведений, что, как правило, применялось не в самом учебнике, а в хрестоматии, идущей с ним в комплекте. Наконец, нужно отметить и тот факт, что А.И. Незеленов старался изменить функциональное содержание учебника не как текста для заучивания на память, а как книги, способствующей сочетанию рационального и эмоционального восприятия учеником в целях вызвать заинтересованность в предмете и побудить к самостоятельной работе. Отмеченные свойства позволяют увидеть в учебнике по «Истории русской словесности», подготовленном проф. А.И. Незеленовым, установку на синтез науки и искусства, реализованную в педагогической деятельности ученого и свойственную культуре рубежа XIX–ХХ столетий в целом.