Об авторе:
Информация об авторе: Елена Михайловна Дьяконова — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор, Институт классического Востока и античности НИУ ВШЭ, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3, 106066 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2714-9134
E-mail:
Аннотация:
Средневековые трактаты о классической японской поэзии делятся на две большие группы: это «книги правил» (сикимоку) и теория поэзии (ронбун), близкие к религиозно-философским сочинениям. Последние важны как источники знаний о сложно устроенных жанрах японской традиции, они задавали правила, описывали суть поэтического мастерства, образ идеального поэта, Путь, который должны пройти мастера поэзии. В настоящей работе рассмотрен трактат о поэзии «нанизанных строф» рэнга «Разговоры вполголоса» (Сасамэгото, 1463–1464), принадлежащий кисти буддийского монаха и писателя Синкэй и впитавший в себя теоретические поэтики Китая и Японии за несколько веков. Трактат облечен в художественную форму, характерную для позднего средневековья, содержит множество отсылок к авторитетным текстам китайской и японской традиции, поэтических и прозаических цитат. Оформление текста как диалога между мастером поэзии и провинциальным любителем стихов позволяет показать разные взгляды на традиционную поэзию. К статье прилагается перевод фрагментов трактата.