Сборник: «История литературы»: ненаучные истоки одного научного жанра
DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0684-0-687-704
EDN:

https://elibrary.ru/NRZGTP

 

Год выпуска: 2022

PDF

Дьяконова Е.М. Трактат буддийского монаха Синкэй «Разговоры вполголоса» (Сасамэгото, 1463–1464) о поэзии рэнга («нанизанные строфы») как художественное произведение // «История литературы»: ненаучные истоки одного научного жанра / отв. ред. М.Р. Ненарокова. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С. 687–704. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0684-0-687-704
Автор: Дьяконова Е.М.

Об авторе:

Елена Михайловна Дьяконова — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор, Институт классического Востока и античности, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ул. Старая Басманная, д. 24/1, 105066 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2714-91-34

Аннотация:

Средневековые трактаты о классической японской поэзии делятся на две большие группы: это «книги правил» (сикимоку) и теория поэзии (ронбун), близкие к религиозно-философским сочинениям. Последние важны как источники знаний о сложно устроенных жанрах японской традиции, они задавали правила, описывали суть поэтического мастерства, образ идеального поэта, Путь, который должны пройти мастера поэзии. В настоящей работе рассмотрен трактат о поэзии «нанизанных строф» рэнга «Разговоры вполголоса» (Сасамэгото, 1463–1464), принадлежащий кисти буддийского монаха и писателя Синкэй и впитавший в себя теоретические поэтики Китая и Японии за несколько веков. Трактат облечен в художественную форму, характерную для позднего средневековья, содержит множество отсылок к авторитетным текстам китайской и японской традиции, поэтических и прозаических цитат. Оформление текста как диалога между мастером поэзии и провинциальным любителем стихов позволяет показать разные взгляды на традиционную поэзию. К статье прилагается перевод фрагментов трактата.

Ключевые слова: японская поэзия рэнга («нанизанные строфы»), Синкэй, трактаты, «Путь поэзии», художественные приемы.