Информация об авторе:
Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.
https://orcid.org/0000-0002-0875-067X
E-mail:
Аннотация:
Раздел собран как из статей совсем новых, так и опубликованных автором о романе «Подросток» в разные годы, исправленных,
дополненных, объединенных общими положениями, открывающимися лишь тогда, когда вся работа этих лет рассматривается в комплексе. Показано, как идея автора являет себя в творчестве Достоевского через идею героя, развиваясь непосредственно в выговариваемых героем словах за счет неучтенных им, но учтенных автором контекстов. Выявлен гностический пласт романа «Подросток», посредством которого Достоевский создает варианты восприятия и интерпретации реальности персонажами. Показаны смысл и значение системы имен персонажей, создающих систему двойных отсылок: с одной стороны, к истории дома Давидова и Книге Премудрости Соломона, с другой стороны, к гностическому мифу о падении Софии. Исследована роль образов солнца в романе в свете сюжетообразующей мысли автора о том, что глубокая идея, символ, восприятие и, в конце концов, мир могут в любой момент, оставаясь теми же самыми, становиться совсем другими. Описана икона, создаваемая Достоевским в эпилоге «Подростка». Исследован смысл синтаксического приема «только открывающая кавычка» в романе
«Подросток». Проанализирован образ Версилова с точки зрения системы эмоционально-ценностных ориентаций, обозначено его место как человеческого типа в историософской системе Достоевского. Исследована роль Книги Иова в мировоззрении Достоевского и объяснено ее настойчивое присутствие в рассказе Макара Долгорукого о купце Скотобойникове. Описан ответ, который предлагает роман Достоевского на вопрос старого князя Сокольского о месте жительства Бога.