О гл. редакторе:
Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.
https://orcid.org/0000-0002-0875-067X
E-mail:
Аннотация:
Предлагаемое читателю издание — третья книга проекта «Романы Ф.М. Достоевского: современное состояние изучения», создаваемого содружеством ученых разных стран; первая была посвящена роману «Идиот» (М.: Наследие, 2001), вторая — роману «Братья Карамазовы» (М.: Наука, 2007). В книге анализируются проблемы личности в процеcсе становления, повествовательная структура романа, позволяющая выражать сложные философские и богословские идеи автора сквозь речь героя-подростка, рассматривается соотношение черновых записей и публикуемого текста, исследуется богатейшая система аллюзий, реминисценций, прямых и скрытых цитат, вводящих в текст Достоевского священные, литературные, живописные и музыкальные тексты европейской и русской культуры, анализируются постановки романа и т.д. Публикуются аналитические обзоры исследований, посвященных роману в XX–XXI веках в России и за рубежом. Для читателей, любящих Достоевского, а также для филологов, философов, богословов.
Ключевые слова: Достоевский, «Подросток», поэтика, герменевтика, текстология, рецепция, обзоры исследований, цитата, реминисценция, книга Иова, история дома Давидова, гностицизм, Ротшильд, Гете, Диккенс, Вольтер, Гейне, Гуно.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (Татьяна Касаткина)
ГЕРМЕНЕВТИКА. ПОЭТИКА
Татьяна Касаткина.
Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»
«Идея» героя и идея автора
Два образа солнца
Пунктуация как художественный прием: «только открывающая кавычка»
Словесная икона в эпилоге романа
Образ Версилова с точки зрения теории эмоционально- ценностных ориентаций
Книга Иова в романе: бессмысленные страдания и теодицея
«Где Он живет?»: поставленный в романе вопрос о месте обитания Бога
Татьяна Магарил-Ильяева. Комедия Вольтера «Блудный сын» в романе Достоевского «Подросток»
Инна Гажева. «Я закат не люблю»: семантика закатных символов в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»
Елена Степанян-Румянцева. «Подросток» — роман ви´дения
Ольга Меерсон. «Подросток» как воспитание чувств
Юрий Корриган. Аркадий бессмертный (Достоевский о душе, пребывающей вне тела)
Мария Кандида Гидини. Исповедь и письмо в романе Достоевского «Подросток»
Татьяна Ковалевская. Деньги и личность — «Записки из Мертвого дома», «Игрок», «Подросток»
Николай Подосокорский. Легенда о Ротшильде как «Наполеоне финансового мира» в творчестве Ф.М. Достоевского
Татьяна Боборыкина. Уже не подросток, еще не князь
Анастасия Гачева. «Восстановление родства»: роман «Подросток» как пролог к диалогу Н.Ф. Федорова и Ф.М. Достоевского
Ольга Богданова.
Проблема красоты и женские характеры в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»
«Живая жизнь»
«Последний ангел»
Марина Шалина. К вопросу о «живой жизни» в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»
Светлана Капустина. Концепт «беспорядок» в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»
Татьяна Ковалевская. «Фауст» Ш. Гуно и художественные принципы Достоевского
ТЕКСТОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ТЕКСТА
Наталья Тарасова.
Проблемы текстологического исследования романа «Подросток»
Творческие дневники Достоевского
От графики — к биографии и творчеству: новое имя в черновиках к роману
Семантика и идеография условных знаков в черновых рукописях романа
Аллюзия и реминисценция в рукописях романа: (Элегия В. А. Жуковского «Сельское кладбище»)
Образ заходящего солнца в романе: Достоевский и Диккенс
Интермедиальные связи в романе: икона — картина — храм
Фаустовская сцена в романе: литературный и музыкальный аспекты
Виктор Димитриев.
«Детские» истории в романе «Подросток»: от рукописи к произведению
Еще раз о том, почему был отброшен эпизод с Аришей История «мальчика с птичкой» в становлении романа
«ПОДРОСТОК»: БИОГРАФИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ, РЕАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Юлия Юхнович. Адвокатская тема в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»
Валентина Борисова, Сергей Шаулов. Роман «Подросток»: реальный и историко-литературный комментарий
КИНО. ТЕАТР
Людмила Сараскина. Аркадий Долгорукий в кино и на сцене: дебютные решения
«ПОДРОСТОК» В ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПРЕДИСЛОВИЯХ, ПЕРЕВОДАХ. ОБЗОРЫ
Ольга Богданова.
Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» в исследованиях русских авторов первой половины XX века: аналитический обзор
Рецепция романа «Подросток» в 1900–1910-е годы
Рецепция «Подростка» в 1920–1940-е годы: общая характеристика
Религиозно-философское осмысление «Подростка» в 1920–1940-е годы
Роман «Подросток» в биографике Достоевского 1920–1940-х годов
Психоанализ о романе «Подросток» в 1920-е годы
Поэтика и текстология романа «Подросток» в исследованиях 1920–1940-х годов
а) История изучения рукописей «Подростка»
б) Исследования по поэтике и текстологии «Подростка» в СССР 1920-х годов
в) Русская эмиграция о поэтике романа «Подросток» в 1920–1940-е годы
г) Исследования по поэтике «Подростка» в СССР 1930–1940-х годов
Заключение
Тамара Кудрявцева. Роман «Подросток» Ф.М. Достоевского: научно-критическая рефлексия в немецкоязычных странах (XIX–XXI вв.)
Катерина Корбелла. Итальянская рецепция романа Ф.М. Достоевского «Подросток»
Валентина Борисова. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» в современном изучении