Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

880.00 руб.

О гл. редакторе:

Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0875-067X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Предлагаемое читателю издание — третья книга проекта «Романы Ф.М. Достоевского: современное состояние изучения», создаваемого содружеством ученых разных стран; первая была посвящена роману «Идиот» (М.: Наследие, 2001), вторая — роману «Братья Карамазовы» (М.: Наука, 2007). В книге анализируются проблемы личности в процеcсе становления, повествовательная структура романа, позволяющая выражать сложные философские и богословские идеи автора сквозь речь героя-подростка, рассматривается соотношение черновых записей и публикуемого текста, исследуется богатейшая система аллюзий, реминисценций, прямых и скрытых цитат, вводящих в текст Достоевского священные, литературные, живописные и музыкальные тексты европейской и русской культуры, анализируются постановки романа и т.д. Публикуются аналитические обзоры исследований, посвященных роману в XX–XXI веках в России и за рубежом. Для читателей, любящих Достоевского, а также для филологов, философов, богословов.

Ключевые слова: Достоевский, «Подросток», поэтика, герменевтика, текстология, рецепция, обзоры исследований, цитата, реминисценция, книга Иова, история дома Давидова, гностицизм, Ротшильд, Гете, Диккенс, Вольтер, Гейне, Гуно.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие (Татьяна Касаткина

 
ГЕРМЕНЕВТИКА. ПОЭТИКА

 

Татьяна Касаткина.
Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»

«Идея» героя и идея автора 

Два образа солнца 

Пунктуация как художественный прием: «только открывающая кавычка»

Словесная икона в эпилоге романа 

Образ Версилова с точки зрения теории эмоционально- ценностных ориентаций 

Книга Иова в романе: бессмысленные страдания и теодицея 

«Где Он живет?»: поставленный в романе вопрос о месте обитания Бога 

Татьяна Магарил-Ильяева. Комедия Вольтера «Блудный сын» в романе Достоевского «Подросток»

Инна Гажева. «Я закат не люблю»: семантика закатных символов в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»

Елена Степанян-Румянцева. «Подросток» — роман ви´дения 

Ольга Меерсон. «Подросток» как воспитание чувств 

Юрий Корриган. Аркадий бессмертный (Достоевский о душе, пребывающей вне тела) 

Мария Кандида Гидини. Исповедь и письмо в романе Достоевского «Подросток»

Татьяна Ковалевская. Деньги и личность — «Записки из Мертвого дома», «Игрок», «Подросток»

Николай Подосокорский. Легенда о Ротшильде как «Наполеоне финансового мира» в творчестве Ф.М. Достоевского 

Татьяна Боборыкина. Уже не подросток, еще не князь 

Анастасия Гачева. «Восстановление родства»: роман «Подросток» как пролог к диалогу Н.Ф. Федорова и Ф.М. Достоевского 

Ольга Богданова. 
Проблема красоты и женские характеры в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» 

«Живая жизнь» 

«Последний ангел»

Марина Шалина. К вопросу о «живой жизни» в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»

Светлана Капустина. Концепт «беспорядок» в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»

Татьяна Ковалевская. «Фауст» Ш. Гуно и художественные принципы Достоевского 

 
ТЕКСТОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ТЕКСТА

 

Наталья Тарасова.
Проблемы текстологического исследования романа «Подросток» 

Творческие дневники Достоевского 

От графики — к биографии и творчеству: новое имя в черновиках к роману 

Семантика и идеография условных знаков в черновых рукописях романа 

Аллюзия и реминисценция в рукописях романа: (Элегия В. А. Жуковского «Сельское кладбище») 

Образ заходящего солнца в романе: Достоевский и Диккенс 

Интермедиальные связи в романе: икона — картина — храм 

Фаустовская сцена в романе: литературный и музыкальный аспекты

Виктор Димитриев.
«Детские» истории в романе «Подросток»: от рукописи к произведению 

Еще раз о том, почему был отброшен эпизод с Аришей  История «мальчика с птичкой» в становлении романа 

 

«ПОДРОСТОК»: БИОГРАФИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ, РЕАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Юлия Юхнович. Адвокатская тема в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»

Валентина Борисова, Сергей Шаулов. Роман «Подросток»: реальный и историко-литературный комментарий 

 
КИНО. ТЕАТР

 

Людмила Сараскина. Аркадий Долгорукий в кино и на сцене: дебютные решения 

 
«ПОДРОСТОК» В ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПРЕДИСЛОВИЯХ, ПЕРЕВОДАХ. ОБЗОРЫ

 

Ольга Богданова.
Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» в исследованиях русских авторов первой половины XX века: аналитический обзор 

Рецепция романа «Подросток» в 1900–1910-е годы 

Рецепция «Подростка» в 1920–1940-е годы: общая характеристика

Религиозно-философское осмысление «Подростка» в 1920–1940-е годы

Роман «Подросток» в биографике Достоевского 1920–1940-х годов

Психоанализ о романе «Подросток» в 1920-е годы

Поэтика и текстология романа «Подросток» в исследованиях 1920–1940-х годов

а) История изучения рукописей «Подростка» 

б) Исследования по поэтике и текстологии «Подростка» в СССР 1920-х годов 

в) Русская эмиграция о поэтике романа «Подросток» в 1920–1940-е годы 

г) Исследования по поэтике «Подростка» в СССР 1930–1940-х годов

Заключение 

Тамара Кудрявцева. Роман «Подросток» Ф.М. Достоевского: научно-критическая рефлексия в немецкоязычных странах (XIX–XXI вв.) 

Катерина Корбелла. Итальянская рецепция романа Ф.М. Достоевского «Подросток» 

Валентина Борисова. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» в современном изучении

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу