DOI: https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0677-2
EDN:

https://elibrary.ru/VYHBMZ 

ISBN: 978-5-9208-0677-2
Год выпуска: 2022

PDF

Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения / гл. ред. Т.А. Касаткина. — М.: ИМЛИ РАН, 2022. — 864 с. — https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0677-2
Отв. редактор: Касаткина Т.А.

О гл. редакторе:

Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0875-067X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Предлагаемое читателю издание — третья книга проекта «Романы Ф.М. Достоевского: современное состояние изучения», создаваемого содружеством ученых разных стран; первая была посвящена роману «Идиот» (М.: Наследие, 2001), вторая — роману «Братья Карамазовы» (М.: Наука, 2007). В книге анализируются проблемы личности в процеcсе становления, повествовательная структура романа, позволяющая выражать сложные философские и богословские идеи автора сквозь речь героя-подростка, рассматривается соотношение черновых записей и публикуемого текста, исследуется богатейшая система аллюзий, реминисценций, прямых и скрытых цитат, вводящих в текст Достоевского священные, литературные, живописные и музыкальные тексты европейской и русской культуры, анализируются постановки романа и т.д. Публикуются аналитические обзоры исследований, посвященных роману в XX–XXI веках в России и за рубежом. Для читателей, любящих Достоевского, а также для филологов, философов, богословов.

Ключевые слова: Достоевский, «Подросток», поэтика, герменевтика, текстология, рецепция, обзоры исследований, цитата, реминисценция, книга Иова, история дома Давидова, гностицизм, Ротшильд, Гете, Диккенс, Вольтер, Гейне, Гуно.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие (Татьяна Касаткина

 
ГЕРМЕНЕВТИКА. ПОЭТИКА

 

Татьяна Касаткина.
Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»

«Идея» героя и идея автора 

Два образа солнца 

Пунктуация как художественный прием: «только открывающая кавычка»

Словесная икона в эпилоге романа 

Образ Версилова с точки зрения теории эмоционально- ценностных ориентаций 

Книга Иова в романе: бессмысленные страдания и теодицея 

«Где Он живет?»: поставленный в романе вопрос о месте обитания Бога 

Татьяна Магарил-Ильяева. Комедия Вольтера «Блудный сын» в романе Достоевского «Подросток»

Инна Гажева. «Я закат не люблю»: семантика закатных символов в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»

Елена Степанян-Румянцева. «Подросток» — роман ви´дения 

Ольга Меерсон. «Подросток» как воспитание чувств 

Юрий Корриган. Аркадий бессмертный (Достоевский о душе, пребывающей вне тела) 

Мария Кандида Гидини. Исповедь и письмо в романе Достоевского «Подросток»

Татьяна Ковалевская. Деньги и личность — «Записки из Мертвого дома», «Игрок», «Подросток»

Николай Подосокорский. Легенда о Ротшильде как «Наполеоне финансового мира» в творчестве Ф.М. Достоевского 

Татьяна Боборыкина. Уже не подросток, еще не князь 

Анастасия Гачева. «Восстановление родства»: роман «Подросток» как пролог к диалогу Н.Ф. Федорова и Ф.М. Достоевского 

Ольга Богданова. 
Проблема красоты и женские характеры в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» 

«Живая жизнь» 

«Последний ангел»

Марина Шалина. К вопросу о «живой жизни» в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»

Светлана Капустина. Концепт «беспорядок» в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»

Татьяна Ковалевская. «Фауст» Ш. Гуно и художественные принципы Достоевского 

 
ТЕКСТОЛОГИЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ТЕКСТА

 

Наталья Тарасова.
Проблемы текстологического исследования романа «Подросток» 

Творческие дневники Достоевского 

От графики — к биографии и творчеству: новое имя в черновиках к роману 

Семантика и идеография условных знаков в черновых рукописях романа 

Аллюзия и реминисценция в рукописях романа: (Элегия В. А. Жуковского «Сельское кладбище») 

Образ заходящего солнца в романе: Достоевский и Диккенс 

Интермедиальные связи в романе: икона — картина — храм 

Фаустовская сцена в романе: литературный и музыкальный аспекты

Виктор Димитриев.
«Детские» истории в романе «Подросток»: от рукописи к произведению 

Еще раз о том, почему был отброшен эпизод с Аришей  История «мальчика с птичкой» в становлении романа 

 

«ПОДРОСТОК»: БИОГРАФИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ, РЕАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

 

Юлия Юхнович. Адвокатская тема в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»

Валентина Борисова, Сергей Шаулов. Роман «Подросток»: реальный и историко-литературный комментарий 

 
КИНО. ТЕАТР

 

Людмила Сараскина. Аркадий Долгорукий в кино и на сцене: дебютные решения 

 
«ПОДРОСТОК» В ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПРЕДИСЛОВИЯХ, ПЕРЕВОДАХ. ОБЗОРЫ

 

Ольга Богданова.
Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» в исследованиях русских авторов первой половины XX века: аналитический обзор 

Рецепция романа «Подросток» в 1900–1910-е годы 

Рецепция «Подростка» в 1920–1940-е годы: общая характеристика

Религиозно-философское осмысление «Подростка» в 1920–1940-е годы

Роман «Подросток» в биографике Достоевского 1920–1940-х годов

Психоанализ о романе «Подросток» в 1920-е годы

Поэтика и текстология романа «Подросток» в исследованиях 1920–1940-х годов

а) История изучения рукописей «Подростка» 

б) Исследования по поэтике и текстологии «Подростка» в СССР 1920-х годов 

в) Русская эмиграция о поэтике романа «Подросток» в 1920–1940-е годы 

г) Исследования по поэтике «Подростка» в СССР 1930–1940-х годов

Заключение 

Тамара Кудрявцева. Роман «Подросток» Ф.М. Достоевского: научно-критическая рефлексия в немецкоязычных странах (XIX–XXI вв.) 

Катерина Корбелла. Итальянская рецепция романа Ф.М. Достоевского «Подросток» 

Валентина Борисова. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» в современном изучении