Информация об авторе:
Елена Владимировна Степанян-Румянцева, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы, Московский государственный институт культуры, ул. Библиотечная, д. 7, 141406 г. Химки; Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2175-1386
E-mail:
Аннотация:
В статье говорится о романе Ф.М. Достоевского «Подросток» как о тексте, в котором аккумулирована присущая прозе писателя специфическая визуальность. Достоевский учитывает точки зрения всех персонажей, не только главных, но и малозначительных, положительных и отрицательных. Благодаря этому картина мира в «Подростке» делается панорамной, невероятно широкой, углы зрения разных персонажей (а порой одного и того же героя) сочетаются друг с другом парадоксальным образом, как бы оспаривая друг друга.
Визуальная стихия романа еще больше обогащается благодаря экфрастическим включениям, неоднократно встречающимся в данном тексте. Наиболее знаменитое и изученное — развернутое упоминание о полотне Лоррена «Морской пейзаж с Ацисом и Галатеей» — дополняется в статье обращением к полотну Дж. Беллини «Озерная Мадонна», обнаруживающему скрытое родство с миром образов «Подростка». Оба шедевра создают (один напрямую, другой исподволь) картину «золотого века», увиденную внутренним зрением Версилова, героя-идеолога романа.
Автор статьи обращает внимание и на то, что открывается в тексте «Подростка» непосредственно читательскому взгляду. Читатель фиксирует повторяющиеся детали и ситуации, дублирующих друг друга персонажей. (Для обозначения таких повторов автор статьи пользуется термином «двойчатки», не строго академическим, но введенным в литературное употребление О. Мандельштамом, емким и выразительным.) Роман первоначально должен был именоваться «Беспорядок», и сама структура текста — взвихренного, с нелинейно развивающимся сюжетом, — отображает этот замысел. Но повторы, дублирование значимых и незначительных деталей играют регулирующую роль, создают единый ритм, заставляют ощутить и увидеть единство текста, первоначально кажущегося неоднородным. Текст как бы пронизан рядом подобных фигур, орнаментально един.
Таким образом, визуальная сторона «Подростка» обеспечивается и способом смотреть персонажей, и тем, что способен увидеть в тексте читатель.