Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Елена Владимировна Степанян-Румянцева, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы, Московский государственный институт культуры, ул. Библиотечная, д. 7, 141406 г. Химки; Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2175-1386

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье говорится о романе Ф.М. Достоевского «Подросток» как о тексте, в котором аккумулирована присущая прозе писателя специфическая визуальность. Достоевский учитывает точки зрения всех персонажей, не только главных, но и малозначительных, положительных и отрицательных. Благодаря этому картина мира в «Подростке» делается панорамной, невероятно широкой, углы зрения разных персонажей (а порой одного и того же героя) сочетаются друг с другом парадоксальным образом, как бы оспаривая друг друга.

Визуальная стихия романа еще больше обогащается благодаря экфрастическим включениям, неоднократно встречающимся в данном тексте. Наиболее знаменитое и изученное — развернутое упоминание о полотне Лоррена «Морской пейзаж с Ацисом и Галатеей» — дополняется в статье обращением к полотну Дж. Беллини «Озерная Мадонна», обнаруживающему скрытое родство с миром образов «Подростка». Оба шедевра создают (один напрямую, другой исподволь) картину «золотого века», увиденную внутренним зрением Версилова, героя-идеолога романа.

Автор статьи обращает внимание и на то, что открывается в тексте «Подростка» непосредственно читательскому взгляду. Читатель фиксирует повторяющиеся детали и ситуации, дублирующих друг друга персонажей. (Для обозначения таких повторов автор статьи пользуется термином «двойчатки», не строго академическим, но введенным в литературное употребление О. Мандельштамом, емким и выразительным.) Роман первоначально должен был именоваться «Беспорядок», и сама структура текста — взвихренного, с нелинейно развивающимся сюжетом, — отображает этот замысел. Но повторы, дублирование значимых и незначительных деталей играют регулирующую роль, создают единый ритм, заставляют ощутить и увидеть единство текста, первоначально кажущегося неоднородным. Текст как бы пронизан рядом подобных фигур, орнаментально един.

Таким образом, визуальная сторона «Подростка» обеспечивается и способом смотреть персонажей, и тем, что способен увидеть в тексте читатель.

  • Ключевые слова: визуальность, Достоевский, «Подросток», экфрасис, золотой век, Лоррен, Джованни Беллини, двойчатки, дублеты, повторяющиеся детали, беспорядок, благообразие, ритм.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу