Информация об авторе:
Наталья Александровна Тарасова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, наб. Макарова, д. 4, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8775-1434
E-mail:
Аннотация:
Работа посвящена исследованию романа «Подросток» в текстологическом, биографическом и интермедиальном аспектах. В первом параграфе рассматриваются вопросы установления текста и особенностей формирования романного замысла на стадии черновых набросков, анализируются связи «Подростка» с неосуществленным замыслом «Житие великого грешника», а также с пушкинскими и лермонтовскими мотивами, имевшими значение для творческого метода Достоевского в период работы над романом. Во втором параграфе, на материале текстологического анализа рукописей романа, устанавливается прототип одного из персонажей «Подростка» — Дарзана. Исследование раскрывает биографическую природу этого героя и показывает, как некоторые факты биографии Достоевского повлияли на развитие данного образа и художественного замысла романа в целом. В третьем параграфе исследуется малоизученный аспект творческого процесса Достоевского — использование писателем условных знаков, графически отражающих содержание художественного замысла и особенности развития темы в рукописном тексте. Четвертый параграф посвящен интертекстуальным связям в рукописном и печатном текстах романа Достоевского «Подросток» — на примере анализа аллюзии на элегию Жуковского «Сельское кладбище» и специфики ее функционирования в контексте романного повествования. Пятый параграф содержит анализ фрагмента чернового автографа, где упоминается «Лавка древностей» Диккенса. В этой части работы рассматривается вопрос о том, какие переводы «Лавки древностей» могли быть известны Достоевскому и как темы и отдельные сцены диккенсовского романа перевоплотились в черновом и печатном тексте «Подростка», где особое и самостоятельное значение обретают мотив заката и образ заходящего солнца. В шестом параграфе анализируется синкретическая природа романного повествования, соединяющего образы и мотивы, которые принадлежат разным видам искусства. Анализ позволяет определить особенности авторского восприятия религиозных образов европейской живописи и архитектуры и их значение, показывает художественную связь иконических и живописно-архитектурных образов в романе «Подросток». В седьмом параграфе исследование интермедиальных связей ведется в аспекте взаимодействия музыкальных и литературных мотивов в романе. Пример такого взаимодействия в рукописях романа «Подросток» — это «музыкальная фантазия» Тришатова, в которой отразилось авторское восприятие оперы Шарля Гуно «Фауст» и трагедии Гете, традиций русской духовной музыки и церковного богослужения.