Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Наталья Александровна Тарасова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, наб. Макарова, д. 4, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8775-1434

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Работа посвящена исследованию романа «Подросток» в текстологическом, биографическом и интермедиальном аспектах. В первом параграфе рассматриваются вопросы установления текста и особенностей формирования романного замысла на стадии черновых набросков, анализируются связи «Подростка» с неосуществленным замыслом «Житие великого грешника», а также с пушкинскими и лермонтовскими мотивами, имевшими значение для творческого метода Достоевского в период работы над романом. Во втором параграфе, на материале текстологического анализа рукописей романа, устанавливается прототип одного из персонажей «Подростка» — Дарзана. Исследование раскрывает биографическую природу этого героя и показывает, как некоторые факты биографии Достоевского повлияли на развитие данного образа и художественного замысла романа в целом. В третьем параграфе исследуется малоизученный аспект творческого процесса Достоевского — использование писателем условных знаков, графически отражающих содержание художественного замысла и особенности развития темы в рукописном тексте. Четвертый параграф посвящен интертекстуальным связям в рукописном и печатном текстах романа Достоевского «Подросток» — на примере анализа аллюзии на элегию Жуковского «Сельское кладбище» и специфики ее функционирования в контексте романного повествования. Пятый параграф содержит анализ фрагмента чернового автографа, где упоминается «Лавка древностей» Диккенса. В этой части работы рассматривается вопрос о том, какие переводы «Лавки древностей» могли быть известны Достоевскому и как темы и отдельные сцены диккенсовского романа перевоплотились в черновом и печатном тексте «Подростка», где особое и самостоятельное значение обретают мотив заката и образ заходящего солнца. В шестом параграфе анализируется синкретическая природа романного повествования, соединяющего образы и мотивы, которые принадлежат разным видам искусства. Анализ позволяет определить особенности авторского восприятия религиозных образов европейской живописи и архитектуры и их значение, показывает художественную связь иконических и живописно-архитектурных образов в романе «Подросток». В седьмом параграфе исследование интермедиальных связей ведется в аспекте взаимодействия музыкальных и литературных мотивов в романе. Пример такого взаимодействия в рукописях романа «Подросток» — это «музыкальная фантазия» Тришатова, в которой отразилось авторское восприятие оперы Шарля Гуно «Фауст» и трагедии Гете, традиций русской духовной музыки и церковного богослужения.

  • Ключевые слова: Достоевский, «Подросток», текстология, биография, интертекстология, интермедиальность.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу