Информация об авторе:
Ольга Анатольевна Меерсон, профессор русского языка и литературы на кафедре славистики, Джорджтаунский
университет, Вашингтон, США.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1543-5229
E-mail:
Аннотация:
В статье рассматривается табуирование у Достоевского как маркер системы ценностей в его романах, ценностей, специфических для каждого романа, — в приложении к «Подростку». Изначальный контекст — моя книга 1998-го года по-английски «Табу у Достоевского» (Dostoevsky’s Taboos). В случае с «Подростком» специфика табуирования в том, что «Подросток» — это роман воспитания, а потому ценности и категории, обсуждение которых в романе табуировано, проявляются не сразу, а по мере взросления героя, и — вторым кругом — его же как рассказчика, вспоминающего о взрослении героя. Сначала Аркадий скандально болтлив, для него нет запретных тем. По мере становления личности героя, а затем — и рассказчика, всё больше всё более важных тем становятся неупоминаемыми или непроизносимыми. Когда герой их упоминает, окружающие начинают реагировать на них как на неприличный поступок. Это позволяет нам не столько понять умом, сколько прочувствовать на уровне восприятия поэтики и эстетики нарратива в романе, что же в нём действительно важно и чему научился его герой и рассказчик. Мы учимся вместе с ним — замечать и разделять чужую боль и преодолевать то, что преодолевает он, — то есть личный эгоцентризм.