Информация об авторе:
Юрий Корриган, профессор русской и сравнительной литературы на кафедре мировой литературы, Бостонский университет, Коммонвелс авеню, 745, 02215 Бостон, штат Массачусетс, США.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4900-8199
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена анализу этапов взросления главного героя романа Достоевского «Подросток», Аркадия Долгорукова, который пытается — в качестве самообороны или самосохранения — спрятать составляющие аспекты своего «я» в самых разных местах во внешнем мире (в предметах, в идеях, в других людях). При этом Достоевский выстраивает сюжетную линию повествования, фокусируя внимание именно на постепенном разоблачении и уничтожении этих тайников. Достоевский таким образом вносит уникальный вклад в современную европейскую традицию романа воспитания (bildungsroman), поскольку не связывает нравственное развитие юноши ни с его четким видением своего будущего места в обществе, ни с его переходом от беспокойной юности к упорядоченной взрослой жизни, а с процессом уничтожения внешнего «я». Разрабатываемый в статье новый подход к сюжетной концепции «Подростка» оспаривает критическое восприятие романа как хаотичного и сюжетно непоследовательного.