Информация об авторах:
Валентина Васильевна Борисова — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы, БГПУ им. М. Акмуллы, ул. Октябрьской революции, 3/а, 450008 г. Уфа, Россия; профессор кафедры русского языка и теории словесности, Московский государственный лингвистический университет, ул. Остоженка, д. 38, 119034 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9011-0160
E-mail:
Сергей Сергеевич Шаулов, кандидат филологических наук, зав. отделом «Дом-музей М.Ю. Лермонтова», Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, ул. Малая Молчановка, д. 2, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3931-1714
E-mail:
Аннотация:
В статье представлен реальный и историко-литературный комментарий романа «Подросток», преимущественно связанный с «делом о куманинском наследстве». Явные параллели между ним и произведением Достоевского позволяют предположить, что писатель вполне сознательно использовал этот жизненный материал в своей творческой работе. Однако «куманинское дело» в отличие от «дела петрашевцев» не стало частью биографического мифа Достоевского. В исторической «конкуренции» легенд, перверсирующих образ писателя в массовом восприятии его личности и судьбы, оно оказалось менее «успешным». Хотя без учета его отражений рецептивный аспект романа «Подросток» рискует остаться существенно ограниченным. Само куманинское наследство оказалось «несчастным» и «заколдованным» по причине изначальной криминальной подоплеки, связанной с деятельностью преступного сообщества 1870-х годов — «Клуба червонных валетов». Его членом был Александр Тимофеевич Неофитов, первый душеприказчик А.Ф. Куманиной. Как можно предположить, он стал прототипом главаря «шайки», в которую входили Ламберт, Стебельков и другие «хитрые мошенники», изображенные в романе. К «червонным валетам» принадлежал и князь Всеволод Алексеевич Долгоруков, который вначале стал прототипом героев романа «Подросток», а затем эпигоном его автора, пережив, после падения на дно жизни в молодые годы, «воскресение». Вслед за Достоевским он воспроизвел тип «русского подростка» из «случайного семейства», к которому, наряду с Аркадием Долгоруким и Сергеем Сокольским, относится и главный герой романа-хроники Вс. Долгорукова «Литературная богема» (1890) молодой граф Нагоров. Мемуарные записки Вс.А. Долгорукова в сюжетном и идейном плане во многом перекликаются с «записками» Подростка. О влиянии романа Достоевского на Вс. Долгорукова свидетельствует и его каторжный рассказ «Мишка Блоха», типологически сходный с «Записками из Мертвого Дома» и пасхальным рассказом «Мужик Марей». На этом основании в статье сделан вывод о том, что в жизни и творчестве Всеволода Долгорукова нашла свое воплощение надежда Достоевского на встречу «русских подростков» с православной идеей. Также уже в рамках историко-литературного комментария в статье рассматриваются неучтенные ранее литературные источники романа «Подросток»: это популярные в России второй половины XIX века романы французского писателя Понсона дю Террайля «Клуб червонных валетов» и «Тайны Парижа». Их персонажи — госпожа Сент-Альфонс, или Альфонсина, участница интриг с компрометирующими бумагами, и капитан Ламберт, воплощение всех человеческих пороков, — прототипы одноименных героев Достоевского. Все это позволило сделать вывод о целенаправленной художественной контаминации в романе «Подросток» историко-биографического нарратива, актуальной уголовной хроники и литературной традиции.