Информация об авторе:
Тамара Викторовна Кудрявцева — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8279-8639
E-mail:
Аннотация:
В статье анализируются особенности научно-критической рецепции романа Ф.М. Достоевского «Подросток» в немецкоязычных странах. Обзор охватывает период от первых переводов романа на немецкий язык (1886, 1905, 1915, 1921) и первых откликов на произведение писателей (Ницше, Гессе, Кафка, Манн), критиков и исследователей последней трети XIX века и первой трети века ХХ (Хофман, Мюллер, Наторп и др.) до наших дней (Герик, Нойхойзер, Гарстка и др.). Проанализированные рецензии, эссе, предисловия к изданиям и многочисленным переизданиям романа в течение всего ХХ века, научные статьи, монографии, посвященные «Подростку», свидетельствуют о достаточно стабильном интересе немецких интеллектуалов к этому произведению Ф.М. Достоевского. Имеющийся материал показывает, что реципиентов так или иначе интересовали все аспекты романа, от его тематики и проблематики (социально-политическая атмосфера в обществе, проблемы смены поколений, семейного воспитания, взросления и др.) до особенностей поэтики (сюжетосложение, типология образов, романная полифония и др.). Анализ и оценки романа проводятся, как правило, в непосредственной связи с реалиями жизни писателя, с его мировоззренческими, религиозными, эстетическими взглядами, с учетом культурного контекста эпохи. В статье показаны различия в рецепции романа в разное время, а также в связи с идеологическими и сугубо индивидуальными, обусловленными конкретной задачей, которую ставит перед собой тот или иной реципиент. Общим знаменателем может служить факт признания «Подростка» одним из самых известных романов Достоевского, о чем свидетельствует его рассмотрение в составе Великого пятикнижия Достоевского; однако несомненно и то (это доказывает и количество исследований романа), что «Подросток» проигрывает по значению и популярности остальным романам писателя. Тем не менее, «Подросток» получает заслуженное признание не только как произведение, сохранившее актуальность до наших дней, но признается экспериментальная, модернистская природа его художественной структуры, тем самым закрепляется каноническое значение романа в европейском литературном процессе ХХ и XXI веков.