Информация об авторе:
Валентина Васильевна Борисова — доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы, БГПУ им. М. Акмуллы, ул. Октябрьской революции, 3/а, 450008 г. Уфа, Россия; профессор кафедры русского языка и теории словесности, Московский государственный лингвистический университет, ул. Остоженка, д. 38, 119034 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9011-0160
E-mail:
Аннотация:
В данном обзоре раскрывается современное состояние изучения романа Ф.М. Достоевского «Подросток». Точкой отсчета является академическая традиция комментирования его текста, обеспечившая текстологические достижения в 1960–1970 годы. Сегодня очевиден новый виток текстологического исследования и комментирования романа. Магистральными направлениями в достоевсковедении стали выявление духовного смысла «Подростка», его поэтика и источниковедение, хотя в целом современные исследования отличаются разнообразием научных дискурсов — психологического, исторического, культурологического, лингвистического и др. В собственно литературоведческом плане заметно усиление интереса отечественных и зарубежных ученых к поэтике романа, к анализу роли «христианского предания» в нем. Традиционно он продолжает рассматриваться в системе «великого пятикнижия». В целом ряде монографий раскрывается художественная преемственность и уникальность «Подростка», который на разных типологических основаниях вписывается в единый метатекст жизни и творчества Достоевского. Сохраняется в науке типологический, сравнительно-исторический подход к этому произведению писателя, хотя его литературный контекст не сильно расширился. Заметное место в современном достоевсковедении занимают работы, посвященные нарраталогии романа «Подросток», а также его жанровой характеристике. Традиционное определение произведения Достоевского как романа-воспитания сменилось новой, модифицированной формулой. Особое внимание уделено немногим монографиям о «Подростке». Наряду с обзором, дающим определенное представление о современном состоянии изучения романа, в статье намечены его перспективы. Многослойная «реальность» произве- дения Достоевского требует комплексного — реально-биографического, историко-литературного и мифопоэтического (в широком смысле) — комментария, который может обеспечить полноту рецепции романа «Подросток», особенно в массовом культурном восприятии.