Информация об авторе:
Ольга Алимовна Богданова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел русской литературы конца XIX – начала XX в., Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7004-498X
E-mail:
Аннотация:
На протяжении творческого пути проблема красоты решалась Ф.М. Достоевским с разных мировоззренческих позиций и практически всегда была связана с женскими персонажами. В «Подростке», объединяя близкий ему с юности ренессансно-гуманистический, «шиллеровский» идеал красоты как «нормальности» и «здоровья» с русской православной традицией, автор приходит к выводу о праве «живой жизни», воплощением которой становится Катерина Николаевна Ахмакова, на несовершенство и ошибку в «падшей» земной реальности. Этот нарождающийся тип русской женщины, по мнению писателя, нуждается в отказе от устоявшихся в обществе ролей «рабы» или «богини» и в выработке партнерских взаимоотношений между полами. Кроме того, Достоевский предлагает здесь христианское осмысление идеала женщины, выдвинутого Н.Г. Чернышевским в романе «Что делать?».
Воплощением лучших черт национального характера: цельности, смирения и жертвенности, — стала в «Подростке» Софья Андреевна Долгорукая. Так как русский народ, по наблюдению Достоевского, постепенно теряет эти качества, героиня названа «последним ангелом». Пытаясь понять взаимоотношения своих родителей, Аркадий Долгорукий сначала видит «гуманный и общечеловеческий» характер любви Версилова к «маме». Постепенно открывается и другая причина его привязанности к жене: восхищение твердостью и внутренней силой, обусловленной принадлежностью к народу и его православному «преданию». Во взаимоотношениях Софьи и Версилова, как в капле воды, отразилась трагическая коллизия «петербургского периода» русской истории — культурно-нравственный разрыв между народом и «образованным сословием» и их взаимное тяготение друг к другу. Версилов — носитель западноевропейской гуманистической культуры Нового времени, Софья — патриархальной русской традиции, ориентированной на православные ценности.
Общим знаменателем обоих миров выступает в «Подростке» старинный усадебный идеал «благообразия», к которому стремятся все герои романа. Однако в прежнем своем виде он невозвратим, свидетельствует Достоевский судьбами Версилова, Ахмаковой и Софьи.