Информация об авторе:
Светлана Владимировна Капустина, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Института филологии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», проспект Академика Вернадского, д. 4,
295007 г. Симферополь, Республика Крым, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0608-5258
Е-mail:
Аннотация:
Статья посвящена реконструкции концепта «беспорядок» в романе «Подросток», осуществляемой с учетом различения в нем интенций фактического автора и героя-креатора. На материале рабочих тетрадей Ф.М. Достоевского за февраль 1874 – ноябрь 1875 года восстанавливается сложная структура исследуемого авторского концепта, ключевой элемент которой — «беспорядок внутренний», возникающий при отравлении души человека ядом бесовщины. Утверждается, что этот тип беспорядка, соотносимый Ф.М. Достоевским с феноменом безобразие, служит источником и катализатором «беспорядка домашнего», «беспорядка светского», «беспорядка всеобщего». Подросток же, иллюстрируя все перечисленные грани авторского концепта, закономерно сосредотачивается на осмыслении «беспорядка внутреннего», который в финале его «Записок» обретает концепт-имя «безобразие». Постепенное «развертывание» этого концепта Аркадием Долгоруким задает динамику повествования, отражает совершающийся процесс самовыделки, основанный на движении героя от ощущения безобразия к началу его сознания.
Утверждается, что восприятие Ф.М. Достоевским беспорядка и бесовства как соприродных феноменов, провоцирующих всеобщее разложение, нарастание хаоса в макро-/микромире и жажду самоистребления, не предопределяет константно негативную модальность при их художественном воплощении. В свете «реализма в высшем смысле» проявления беспорядка видятся писателем и как импульс к обновлению, очищению, преображению. Аркадий Долгорукий же в силу возраста и духовной неукрепленности лишен возможности воспринимать безобразие в столь расширенном фокусе, поэтому в его концептосфере эта единица не амбивалентна сама по себе, а в качестве отрицательного элемента противопоставлена благообразию.