Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Ольга Алимовна Богданова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел русской литературы конца XIX – начала XX в., Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7004-498X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

История восприятия романа Ф.М. Достоевского «Подросток» в первой половине XX в. делится на два больших, качественно отличных друг от друга периода: Серебряный век и 1920–1940-е годы. Особенность первого — открытие Достоевского как философа и рели- гиозного мыслителя, второго — как оригинального художника. Поэтому в первом периоде преобладали «идейные» и «духовные» интерпретации «Подростка» (Д.С. Мережковский, В.Ф. Переверзев, Н.А. Бердяев и др.), во втором — научные исследования его поэтики и особенно — рукописного корпуса (В.Л. Комарович, А.Л. Бем, Г.И. Чулков, А.С. Долинин и др.). Развитие основных сфер изучения «Подростка» в 1920–1940-е годы: биографики, психоанализа и поэтики, — рассмотрено в хронологической последовательности. Четкого разграничения исследователей на советских и эмигрантских в обзоре нет, хотя отмечено различие условий, в которых они писали. Среди более трех десятков работ с тонкими наблюдениями, интересными находками, важными открытиями вершиной изучения «Подростка» в первой половине XX века признана глава об этом романе в книге ученого-эмигранта К.В. Мочульского «Достоевский. Жизнь и творчество» (1947), объединившая в себе религиозно-философский и формально-эстетический подходы, впитавшая практически весь исследовательский дискурс о романе по обе стороны границы СССР и давшая целостное представление о его проблематике и поэтике. При этом она свободна от следов идеологического принуждения, которое испытывали в 1930—1940-е годы. советские ученые.

  • Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, роман «Подросток», первая половина XX века, Серебряный век, советская наука, русская эмиграция, религиозно-философская интерпретация, рукописный корпус, биографика, психоанализ, поэтика.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу