Информация об авторе:
Ольга Алимовна Богданова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел русской литературы конца XIX – начала XX в., Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7004-498X
E-mail:
Аннотация:
История восприятия романа Ф.М. Достоевского «Подросток» в первой половине XX в. делится на два больших, качественно отличных друг от друга периода: Серебряный век и 1920–1940-е годы. Особенность первого — открытие Достоевского как философа и рели- гиозного мыслителя, второго — как оригинального художника. Поэтому в первом периоде преобладали «идейные» и «духовные» интерпретации «Подростка» (Д.С. Мережковский, В.Ф. Переверзев, Н.А. Бердяев и др.), во втором — научные исследования его поэтики и особенно — рукописного корпуса (В.Л. Комарович, А.Л. Бем, Г.И. Чулков, А.С. Долинин и др.). Развитие основных сфер изучения «Подростка» в 1920–1940-е годы: биографики, психоанализа и поэтики, — рассмотрено в хронологической последовательности. Четкого разграничения исследователей на советских и эмигрантских в обзоре нет, хотя отмечено различие условий, в которых они писали. Среди более трех десятков работ с тонкими наблюдениями, интересными находками, важными открытиями вершиной изучения «Подростка» в первой половине XX века признана глава об этом романе в книге ученого-эмигранта К.В. Мочульского «Достоевский. Жизнь и творчество» (1947), объединившая в себе религиозно-философский и формально-эстетический подходы, впитавшая практически весь исследовательский дискурс о романе по обе стороны границы СССР и давшая целостное представление о его проблематике и поэтике. При этом она свободна от следов идеологического принуждения, которое испытывали в 1930—1940-е годы. советские ученые.