Об авторе
Мария Викторовна Михайлова — доктор филологических наук, заслуженный профессор, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия; ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8193-6588
E-mail:
Аннотация
В статье впервые дается характеристика образов женщин-дворянок в текстах писательницы В.Н. Цеховской, писавшей под псевдонимом О. Ольнем. Рассказ «Тихий угол» (1902) интерпретируется как прогностическое предвиде ние писательницы о неминуемой смене «хозяев» усадьбы. Появление новых вла делиц не приносит обновления усадебному миру, а демонстрирует его скорую гибель. В повести «Династия» (1910) смерть жены владельца усадьбы, которой он немало способствовал, символизирует хрупкость существования «усадебно го локуса», исчезновения из него жизненной силы, олицетворяемой женщиной. Повесть «Трясина» (середина 1910-х гг.) уже впрямую говорит о невозможности сохранить былую гармонию усадебного существования. Здесь усадьба становит ся местом ссылки и последнего упокоения для женщины. И только сквозь дымку воспоминаний усадьба в рассказе «Радость (Из дамского дневника)» (1904) пред стает как место, где возможно хотя бы временное согласие и взаимопонимание.