Сведения об ответственном редакторе:
Ольга Алимовна Богданова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Отдел русской литературы конца XIX – начала XX в., Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7004-498X
E-mail:
Аннотация:
В книге предложено панорамное и в то же время системное освещение русской литературной усадьбы и дачи с конца XIX по начало XXI в. Издание объединяет статьи 24 авторов, распределенные по трем разделам. Первые два посвящены усадебно-дачной тематике в русской литературе рубежа XIX–XX вв. и разделены на прозу, поэзию и драматургию. Третий — аспектам изображения усадьбы в литературе советских десятилетий и в современную эпоху. Внутри разделов материал размещен по хронологическому принципу, статьи о даче даются в конце. Новизна издания также определяется мотивно-жанровой парадигмой научного анализа «усадебных» произведений А.А. Блока, Д.С. Мережковского, Л.Н. Андреева и др.; обращением не только к известным «усадебным» авторам — А.П. Чехову, И.А. Бунину, А.Н. Толстому, но и к полузабытым писателям — О. Ольнем, Н.Н. Русову, С.Н. Дурылину; выяснением специфики «усадебного топоса» в литературных направлениях XX — начала XXI в.: символизме, неореализме, экспрессионизме, соцреализме, метамодернизме и др.; исследованием писательской рецепции таких разновидностей усадьбы рубежа XIX–XX вв., как купеческая, городская, сибирская. Книга адресована не только ученым-гуманитариям — филологам, культурологам, историкам, но и широкому кругу заинтересованных читателей — учителям, учащимся, любителям.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Богданова О.А. Художественные смыслы русской усадьбы
Часть I
Усадьба и дача в русской прозе рубежа XIX–XX вв.
До Егито Т.М. Хронотоп уездной усадьбы в рассказе А.П. Чехова «Именины»
Глухова Е.В. «Усадебный топос» русского символизма в эго-документальной прозе Андрея Белого
Кондратенко А.И. Усадьба и город — хронотоп автобиографической прозы И.А. Бунина
Астащенко Е.В. Неорусский стиль «усадебных» текстов Николая Русова и Веры Жуковской
Эртнер Е.Н. Мифопоэтика сибирской усадьбы в русской прозе конца XIX — первой трети XX в.
Луцевич Л.Ф. Дачно-усадебный топос «Русская Финляндия»: «Белая ночь» Леонида Андреева
Часть II
Усадьба и дача в поэзии и драматургии рубежа XIX–XX вв.
Гриневич О.А. Усадебная поэзия рубежа XIX–ХХ вв.: переход к постусадебному периоду
Акимова М.С. Звуковой мир русской усадьбы в лирике рубежа XIX–XX вв.
Жаплова Т.М. Творческая интерпретация усадебных образов в лирике К.Р.
Кузнецова Е.В. Поэтосфера и мифопоэтика усадьбы в драматической поэме А.А. Блока «Песня судьбы»
Скороходов М.В. «Усадебный топос» в произведениях представителей «крестьянской купницы»
Строганов М.В. Неодолимость пространства: усадьба в драматургии А.П. Чехова
Молодяков В.Э. Декадент на пленэре: сцены дачной жизни Валерия Брюсова
Часть III
Усадьба в литературе советских и постсоветских лет
Перепелкин М.А. Структура и смысл «усадебного топоса» в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты»
Акимова А.С. Своеобразие «усадебного топоса» в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»
Богданова О.А. «Усадебный миф» в литературе русского постмодерна: деконструкция или реконструкция?
Спиваковский П.Е. Усадебная трансгрессия в рассказе Владимира Сорокина «Настя»