Об авторе:
Максим Владимирович Скороходов — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Отдел новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6390-5670
E-mail:
Аннотация
«Усадебный топос» обычно становится объектом исследования в произведениях авторов, имевших усадьбы либо длительное время в них проживавших — у родственников или знакомых. Значительно меньшее внимание уде ляется характеристике «усадебного топоса» в текстах тех авторов, которые в силу сословных ограничений не являлись владельцами усадеб и их частыми гостями. В литературе русского Серебряного века это, прежде всего, поэты «крестьянской купницы» Н.А. Клюев, С.А. Есенин, А.В. Ширяевец, С.А. Клычков и др. Для них важнейшим и часто наиболее ранним по времени освоения источником знаний о русской усадьбе является отечественная словесность. Представление об усадебных комплексах поэты получали и из личного опыта. Их элементы становятся символами, каждый из которых имеет сформировавшееся за длительный период семантическое наполнение. Революционные события 1917–1921 гг. приводят к быстрой гибели усадебного мира. Если Клюев в первые послереволюционные годы приветствует этот процесс, то для Ширяевца русская усадьба неотделима от крестьянской жизни. Для Есенина характерно перенесение элементов поме щичьих усадебных комплексов в пространство крестьянского двора, в наследии Клычкова, как и некоторых других авторов, важную роль играет сад, связанный не только с помещичьей усадьбой, но и с крестьянской жизнью, и восходящий к саду эдемскому.