Об авторе
Александр Викторович Марков (Москва, Россия) — доктор филологических наук, профессор, кафедра кино и современного искусства, Российский государственный гуманитарный университет.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6874-1073
E-mail:
Аннотация
В статье рассматриваются причины и результаты обращения поэтов-шестидесятников XX в. к «усадебному тексту» русской литературы. Доказывается, что оно было вызвано не простым историческим интересом, но в первую очередь кризисом поэтики, одновременной исчерпанностью ее ресурсов и невозможностью встроить очередное экзистенциальное переживание в унаследованный ресурс экзистенциального опыта. В этом случае усадьба оказывается местом воспоминаний, где природа может быть неотличима от культуры; в такой неотличимости и возможен дрейф от простых и рутинных форм шестидесятнической поэзии к более сложным. Охарактеризована специфика «усадебности» в поэзии трех ведущих русских поэтов-шестидесятников: Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского и Беллы Ахмадулиной, — и показано, что, хотя причины их обращения к усадебной теме были различными, творческие результаты (диалог с традицией и обновленное авторское самосознание, новый режим рефлексии) оказались сходными. Все это позволяет уточнить понятие о литературной «усадебности» как о ресурсе не только культурной памяти, но и инноваций в поэтике, т. е. тех интермедиальных совмещений и неожиданных аллюзий, которые и приводят к инновациям, не ограничивающимся тематической стороной.