Об авторе:
Екатерина Валентиновна Кузнецова (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, научный сотрудник ИМЛИ РАН.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6045-2162
E-mail:
Аннотация
Как отмечено исследователями, «Песня судьбы» аккумулирует мучительные раздумья А.А. Блока о судьбе России и о своей личной судьбе, связанной с прошлым, настоящим и будущим родины. Помимо затронутых в ней идейных проблем, поэма интересна попыткой уйти от конкретики исторических и национально-культурных реалий посредством их символизации, совмещения планов быта и бытия. Белый дом с садом на холме, в котором начинается дей ствие пьесы и возвращение в который подразумевается в конце, вбирает в себя важнейшие черты России как культурно-природного и духовного пространства. Миру усадьбы противостоит пространство современного города и большой мир русских просторов. Однако усадьба для Блока такая же Россия. Поэтому Елена, хранительница усадьбы, и Фаина, персонализация мировой стихии, являются двумя частями одного целого, как бы проекцией идеальной России. Сюжет «Песни судьбы», по мысли Д.М. Магомедовой, И.С. Приходько и др., является художественной реализацией гностического мифа о пленной Софии, Душе мира. Наложение на гностический миф в «Песне судьбы» всей сложившейся в русской литературе XIX в. поэтосферы усадьбы приводит к созданию авторского мифа о России, преображению поэтосферы в мифопоэтику.