Об авторе:
Аннотация
В статье отмечена актуальность системного, целостного исследова ния поэтики русской литературы Серебряного века, все более необходимого по мере удаления этой эпохи от современного читателя. Характерные для культуры рубежа XIX–XX вв. черты: «антропологический поворот», «расширение худо жественной впечатлительности», по-новому понятый психологизм, лирическое освоение опыта телесности — обусловили появление в художественных произве дениях обширного пласта сенсорной поэтической образности, отражающей опыт индивидуального ощущения жизни. На материале русской поэзии конца XIX — начала XX в. анализируется звуковой мир русской усадьбы, поэтика ее звукового пространства. Показано, как звуковое разнообразие постепенно сменяется молча нием или новыми звуками — тревожными, предвещающими гибель усадьбы как части старого мира. Прослежены механизмы передачи звукового «психофизио логического пространства», приемы репрезентации невербального языка, в том числе особенности звукописи. Делается попытка проследить внутренние реак ции, которые вызывает у лирического героя тот или иной звук, и в субъективных интерпретациях ряда поэтов выявить «акустический инвариант» «усадебной» поэзии Серебряного века в его исторической динамике.