Об авторе:
Павел Евсеевич Спиваковский (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова.
ORCID ID: 0000-0002-0979-4404.
E-mail:
Аннотация
Статья посвящена метафорическому изображению предреволюционного российского общества в рассказе В.Г. Сорокина «Настя». Воссозданное в экспозиции традиционалистское пространство усадьбы оказывается здесь фоном для демонстрации радикальных аксиологических перемен в сознании обра- зованных россиян на рубеже XIX–XX вв. Эти перемены двойственны. С одной стороны, писатель осмысливает их как этическую катастрофу: не случайно они метафорически изображены как акт одобряемого почти всеми героями рассказа каннибализма, с другой же стороны — показывает, что трансгрессивно-авангардные эксперименты с этикой и попытки трансформации человеческой природы тесно переплетены с весьма значительными эстетическими достижениями культуры Серебряного века. С этим связано, в частности, и гностическое преображение Насти в финале произведения. Глубина и трагизм изображаемого заставляют увидеть в рассказе Сорокина метамодернистскую картину мира, свободную от жестких ограничений постмодернистской теории (запрета на серьезность, трагизм, неироническое изображение глубины бытия и т. п.). Все это создает многомерную метафорическую картину культуры Серебряного века, «преступившей пределы» и вбросившей Россию «в невероятность» ранее немыслимого.