Об авторе
Елена Анатольевна Андрущенко — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8260-4961
Аннотация
Пьеса Д.С. Мережковского «Романтики» (1917) не часто привлекает внимание исследователей, хотя она интересна как попытка актуализации богатого материала из истории семьи Бакуниных, содержащегося в работе А.А. Корнилова «Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма» (1915). «Литературность» творчества Мережковского в пьесе проявилась в том, что в создании образа прямухинской идиллии он опирался на книгу Корнилова и написал стилизацию, в которой оперировал чужим текстом и чужой точкой зрения. Она отбрасывает отсвет на усадебную топику, являющуюся декорацией к интеллектуальным исканиям действующих лиц. В сочетании с интертекстом и мифопоэ тикой стилизация утверждает миф о «религиозной общественности» русской интеллигенции, который разрабатывался Мережковским в беллетристике и публицистике 1910-х гг. С нею пьесу объединяют мотивы рая, жертвенности, безбрачия, бессознательного христианства, двойственности, отвлеченности. Специфика «усадебного топоса» в «Романтиках» обусловлена тем, что он, с одной стороны, связан с источником, а с другой — каждый из его элементов встра- ивается в соответствующий ряд, опознаваемый по своей функции в «усадебной» литературе. Это создает иллюзию отражения действительности, но является отражением ее отражения; привязывает действие к определенному месту и времени, но утверждает вневременное и всеобщее, что соответствует мифопоэтическому характеру творческого сознания писателя.