Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

ИЗДАТЕЛЬСТВО ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Об авторе

Елена Анатольевна Андрущенко — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8260-4961  

Аннотация

Пьеса Д.С. Мережковского «Романтики» (1917) не часто привлекает внимание исследователей, хотя она интересна как попытка актуализации богатого материала из истории семьи Бакуниных, содержащегося в работе А.А. Корнилова «Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма» (1915). «Литературность» творчества Мережковского в пьесе проявилась в том, что в создании образа прямухинской идиллии он опирался на книгу Корнилова и написал стилизацию, в которой оперировал чужим текстом и чужой точкой зрения. Она отбрасывает отсвет на усадебную топику, являющуюся декорацией к интеллектуальным исканиям действующих лиц. В сочетании с интертекстом и мифопоэ тикой стилизация утверждает миф о «религиозной общественности» русской интеллигенции, который разрабатывался Мережковским в беллетристике и публицистике 1910-х гг. С нею пьесу объединяют мотивы рая, жертвенности, безбрачия, бессознательного христианства, двойственности, отвлеченности. Специфика «усадебного топоса» в «Романтиках» обусловлена тем, что он, с одной стороны, связан с источником, а с другой — каждый из его элементов встра- ивается в соответствующий ряд, опознаваемый по своей функции в «усадебной» литературе. Это создает иллюзию отражения действительности, но является отражением ее отражения; привязывает действие к определенному месту и времени, но утверждает вневременное и всеобщее, что соответствует мифопоэтическому характеру творческого сознания писателя.

  • Ключевые слова: «усадебная» литература, Мережковский, стилизация, мифопоэтика, интертекст, источник.