Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Бабук Александр Вадимович — кандидат филологических наук, старший преподаватель, Белорусский государственный университет.  Независимости пр-т, д. 4, 220030 г. Минск, Беларусь.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье раскрывается сущность художественной антропологии детства М. Горького, где детство рассматривается не просто как возрастной период человека от младенчества до взрослости, а как психокультурный феномен. С точки зрения антропологии как междисциплинарной науки о человеке ребенок является уникальным существом со своими психофизиологическими особенностями, отличающими его от взрослого. Используя антропологию как современную междисциплинарную методологию исследования, предлагается рассмотреть произведения М. Горького «Детство» и «В людях» с точки зрения детства как культурного мифа, оформленного еще в романтическую эпоху, в основе которого лежит мифологема о Золотом веке. Миф детства в творчестве каждого писателя проявляет себя в виде определенных структурно-семантических компонентов, которые складываются под влиянием исторических, биографических и конфессиональных факторов. На примере произведений М. Горького «Детство» и «В людях» показывается формирование человека под воздействием семьи и окружающей среды. Также обосновывается мысль о том, что с точки зрения юнговской теории архетипа из-за жестокости в семье и окружающей среде в сознании Горького были сформированы двойственные образы, которые под влиянием развитой фантазии писателя, преломленные в призме книжной действительности, и сыграли свою роль в формировании двойственности сознания героя-нарратора. Утверждается, что жестокость со стороны родителей, неприятие ими ребенка, жестокость дедушки Каширина, а также невнимание собственной матери оказали существенное влияние на формирование сознания писателя, спровоцировав бурную работу фантазии, уход в которую он использовал как своего рода уход в современную «виртуальную» реальность, что в результате привело его к раздвоению личности.

Ключевые слова: детство, семья, художественная антропология, образ, двойственность, Горький.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу